Как правильно управлять коробкой автомат

Устройство и принцип работы автоматической коробки

Коробка автомат ассоциируется с картиной лёгкого и приятного вождения. Новички быстро обучаются управлению автомобилем. Водитель в пробке меньше устаёт без постоянных дёрганий за рычаг коробки. Снижается вероятность возникновения аварий. Кроме того, автоматическая трансмиссия защищает двигатель от перегрузки. Злоупотребление возможностями АКПП приводит к появлению рывков и заеданию передач. Чтобы коробка работала исправно, нужно знать её сильные и слабые стороны.

Устройство и принцип работы коробки автомат

Вождение на автомате для начинающих

Для опытного водителя управлять машиной с автоматической коробкой передач не составляет больших трудностей. Чаще всего, сложности появляются у новичков, не знающих всех нюансов «автомата». Поэтому перед тем, как сесть за руль машины с АКПП начинающему автомобилисту следует изучить ее принцип работы.

Автомобиль с АКПП: как правильно эксплуатировать коробку-автомат

Эксплуатация АКПП

Сегодня автоматическая трансмиссия по целому ряду причин становится выбором многих автолюбителей. Как показывает практика, хотя существуют различные типы и виды коробок-автомат, наиболее распространенным после традиционной механики агрегатом является «классическая» гидромеханическая АКПП.

При этом многие автовладельцы зачастую не знают, как правильно эксплуатировать автоматическую коробку, чтобы данный узел выходил весь свой заявленный ресурс и даже больше. Далее мы рассмотрим основные особенности эксплуатации АКПП, а также правила, которые позволяют минимизировать риски серьезных преждевременных поломок автомата.

Вождение на автомате для начинающих: общие правила

Как ездить на автомате для начинающих

Перед тем, как начинающий автомобилист сядет за руль и будет получать навыки вождения на практике, необходимо, чтобы новичок изучил правила дорожного движения и базовые технические дисциплины касаемо общего устройства автомобиля.

Если точнее, нужно знать о принципах работы основных узлов, из которых состоит автомобиль. Хотя последнее по нормативным актам не обязательно к изучению, но эти знания для будущих автомобилистов не будут лишними.

В этой статье мы рассмотрим, как водить машину автомат для начинающих, принцип работы коробки – автомат, правила пользования АКПП, переключения режимов работы автоматической коробки и т.д.

Как правильно ездить на коробке автомат — советы по вождению машины с АКПП

В настоящее время все больше и больше автомобилей сходят с конвейера, оборудованные коробкой автомат. Всё дело в том, что в городском режиме с пробками и постоянными остановками на светофорах автоматическая КПП очень удобна, экономит много нервов и времени водителя.

В это статье мы подробно разберем все тонкости эксплуатации машины на автомате: как заводить транспортное средство, как правильно трогаться с места и чего ни в коем случае нельзя делать.

Автоматическая Коробка Передач АКПП — принцип работы, устройство и эксплуатация

В последнее время все больше автотранспортных средств оборудуются автоматической трансмиссией. Она более легкая и удобная в использовании и идеально подходит для новичков и движению в городе с пробками и регулярными остановками.

Устройство коробки автомат

Существуют разные конструкции АКПП:

  • «классическая»; ; механическая DSG.

Устройство автоматической «классической» коробки передач можно разбить на функциональные части:

    — он же сцепление, состоит из лопастных колёс. Насосное соединено с маховиком двигателя, а турбинное — с валом коробки. Между колёсами установлен реактор, который превращает режим гидромуфты в трансформатор. Колёса между собой не соединены, крутящий момент передаётся через давление масла. Жидкость поглощает вибрации и рывки от работы двигателя и автомата. Преобразование момента в гидротрансформаторе имеет ограниченный интервал, поэтому в коробке установлен редуктор. Гидротрансформатор
  1. Планетарный редуктор переключает скорости в автомате за счёт изменения передаточных чисел на шестернях. Планетарный механизм АКПП состоит из центральных зубчатых колёс разного диаметра – солнечного и коронного. Между ними обкатываются сателлиты, оси которых соединены на водиле. Вращая одни элементы и тормозя другие, получают разные скорости на выходе. Для блокировки шестерней установлены муфты, тормозные ленты и фрикционные диски. Планетарный механизм
  2. Планетарный редуктор переключает скорости в автомате за счёт изменения передаточных чисел на шестернях. Планетарный механизм АКПП состоит из центральных зубчатых колёс разного диаметра – солнечного и коронного. Между ними обкатываются сателлиты, оси которых соединены на водиле. Вращая одни элементы и тормозя другие, получают разные скорости на выходе. Для блокировки шестерней установлены муфты, тормозные ленты и фрикционные диски.
  3. Гидравлическая система. Сюда входит масляный насос, фильтр, толкатели, гидрораспредительная плита — гидроблок с электроклапанами. ATF в автомате служит рабочим телом для передачи момента двигателя, создаёт давление на фрикционы, защищает детали коробки от перегрева, истирания, коррозии. Масляный насос подаёт жидкость в коробку и поддерживает постоянное давление. Фильтр задерживает продукты износа автомата, которые приходят с маслом. По каналам гидроблока жидкость поступает к планетарным звеньям. Устройство АКПП
  4. Электронный блок содержит схему управления АКПП: отслеживает показания датчиков коробки, положение селектора, педалей, систем ABS, ESP и т.д., затем выдает управляющие сигналы к исполнительным механизмам, в соответствии с программным алгоритмом.

Устройство вариаторной коробки отличается от АКПП тем, что она работает без фиксированных скоростных ступеней. В качестве механизма для изменения передаточного числа используются шкивы с конусами на входном и выходном валах, между которых натянут ремень. Для включения задней скорости в автомате установлена планетарная передача.

Устройство и принцип работы роботизированной коробки больше схож с МКПП, чем с АКПП. DSG имеет два сцепления и соединена с двигателем через первичный вал, которых у робота тоже два. Входные валы соединяются с выходными через систему зубчатых колёс. Для переключения скорости между шестернями вторичных валов установлены синхронизаторы. Управляет работой коробки электронный блок Мехатроник.

Устройство автомата DSG

Техника вождения автомобиля с автоматической коробкой передач

Как переключать передачи коробка автомат режимы техника вождения автомат

Разобравшись с тем, как переключаются передачи на автомате, а также рассмотрев основные режимы работы АКПП, можно перейти к тому, как ездить на коробке «автомат».

Начнем с основного. Важно понимать, что автоматическая коробка «боится» постоянных резких разгонов с места, а также пробуксовки колес в грязи, снегу или на льду. Подобные условия приводят к тому, что коробка «автомат» перегревается.

Вернемся к езде на автомате и как управлять автомобилем с АКПП. Вождение автомобиля с коробкой автомат сводится к следующему:

  • начинать пользоваться коробкой автомат нужно при условии нажатой педали тормоза.
  • нажав на тормоз, для начала движения следует перевести селектор из Р или N в нужный режим (R, D, 3, 2, L);
  • если ранее был задействован стояночный тормоз, ручник нужно «опустить».
  • сняв машину с ручника и отпустив педаль тормоза, автомобиль медленно и плавно начнет движение (в ряде случаев, например, если автомобиль стоит на подъеме, отката назад в режиме D не произойдет, однако и явного движения вперед не будет);
  • чтобы ускориться, нужно нажать на педаль газа (акселератор). В режиме D автомат самостоятельно будет повышать передачи при разгоне и понижать при замедлении. Для незначительного снижения скорости без использования тормозов достаточно полностью отпустить газ.
  • чтобы добиться эффективного замедления/полной остановки нужно нажать на тормоз. Для последующего ускорения достаточно снова отпустить тормоз и нажать на газ.
  • переводить селектор из режима D в режим P или N при коротких остановках не нужно (данные режимы включаются только при длительном простое с работающим ДВС от 10-15 минут и более).
  • с учетом наличия разных режимов работы АКПП, водителю следует подбирать такой, который наилучшим образом подходит для конкретных условий эксплуатации.

Обратите внимание, запрещено переводить селектор в положение Р и R до полной остановки автомобиля или в движении. Игнорирование данного утверждения приведет к серьезной поломке АКПП.

Еще следует учитывать, что если возникла необходимость длительного простоя автомобиля с заведенным двигателем (пробка и т.д.), при этом отмечены высокие температуры наружного воздуха, тогда селектор нужно перевести из режима D в режим N, чтобы избежать перегрева коробки — автомат.

Основные правила использования коробки автомата

Прежде всего следует помнить, что автоматические коробки не любят резких ускорений и длительной пробуксовки колес – это приводит к их перегреву «автоматов». В случае невозможности движения ни в одном направлении не стоит лихорадочно перемещать кулису в пазу селектора, а лучше обратиться за посторонней помощью и подтолкнуть или отбуксировать авто. Общий процесс вождения автомобиля и использования коробки автомата состоит в следующем. Чтобы начать пользоваться коробкой автоматом нужно:

  • утопить педаль тормоза, селектор из положения Р, N или R переключается в положение D;
  • автомобиль снимается с ручного тормоза;
  • после плавного отпускания педали тормоза машина понемногу и плавно начнет двигаться вперед;
  • для наращивания скорости следует больше задействовать акселератор, что будет сопровождаться повышением передач; — для снижения скорости достаточно ослабить давление или полностью отпустить педаль газа. Передачи будут сменяться уже в сторону понижения;
  • при желании более существенного замедления или остановки необходимо задействовать тормоз, а во время возобновления движения достаточно снова прибегнуть к педали газа;
  • важно помнить, что при таком ритме езды коробка передач должна постоянно находиться в «драйве» (положение D), сменять который целесообразно лишь во время длительной стоянки.

Добавочные алгоритмы работы автоматической коробки

Зимний режим «автомата» Зависимо от изготовителя он может иметь различную маркировку: Winter, значок *, Snow, W и т.п. Основным предназначением зимнего режима является минимизация пробуксовки, для чего исключается активация первой передачи. Для старта используется вторая ступень, что позволяет более плавно передать колесам крутящий момент, что очень важно на скользком покрытии. Любая смена передачи проходит при пониженных оборотах двигателя, обеспечивая тем самым плавность работы КПП и практически полностью исключая возможность возникновения заноса. При теплой температуре окружающего воздуха активизировать данный алгоритм строго запрещено.

Категорически запрещается переводить рычаг переключения скоростей в положение «Р» и «R» в движение. Чтобы перевести рычаг в это положение нужно остановиться. Иначе можно вывести из строя автоматическую коробку. Не рекомендуется также во время движения переводить рычаг в положение «N», это может вызвать занос, особенно на обледенелой дороге.Во все остальные положения рычаг переключения скоростей во время движения переводить можно. Также рекомендуется переводить рычаг в положение «N» при длительных остановках с работающим двигателем, например, в пробках или светофорах. Особенно это актуально летом, при высоких температурах, так как поможет избежать перегрева «автомата».

Видео : Как пользоваться автоматической коробкой АКПП

Распространенные ошибки

Обучиться правильно ездить на автомате мечтает каждый новичок, но ошибаются даже опытные автомобилисты.

Частые ошибки при езде на АКПП:

фото 16

  • Ездить на машине в режиме «N». Может привести к заносу.
  • Выставление положений «P» или «R» при движении приводит к перегреву гидротрансформатора.
  • Одновременное нажатие на педаль тормоза и газа.
  • Несоблюдение последовательности действий при парковке (сначала режим «Р», затем стояночный тормоз).
  • Превышение предельно допустимой нагрузки при буксировке прицепа.
  • Частое обращение к педали газа при нейтральном положении.

Научиться ездить на автомате с нуля может любой желающий, достаточно лишь пройти обучение и выучить все правила. Правильная эксплуатация автоматической коробки передач обеспечит комфортную езду за рулем любимого авто.

Режимы у современных машин

Особенность управления автомобилем с АКПП — постоянное расширение возможностей. Помимо стандартных программ в современные коробки встраивают дополнительные функции. Они защищают механизмы от неправильных действий человека и позволяют водителю ездить с бОльшим удобством.

Режимы АКПП у современных машин

O/D Overdrive

Ездить на Овердрайве лучше всего по трассе, что позволяет сократить расход топлива за счёт стабильности движения. Суть в том, что в АКПП 3 передача прямая, а следующая 4 — повышающая, которая и является Овердрайвом.

Не рекомендуется ездить на Овердрайве в городском равном движении, при затяжных обгонах на скорости выше 100 км/ч, при буксировке и пробуксовке. Ездить с частым переключением АКПП на 4 передачу не стоит — детали быстрее изнашиваются, а масло стареет.

Для переключения АКПП в режим O/D нажмите кнопку во время вождения. Кнопка располагается на селекторе или вынесена на панель. Если загорелся значок «O/D Off» — 4 передача выключена.

Kick Down

Кик-Даун создан для любителей жать «тапку в пол». При резком нажатии педали газа автоматическая коробка передач сбрасывает 1 — 2 передачи вниз и ускоряется за счёт повышенных оборотов двигателя. Не рекомендуется стартовать или ездить с Кик-Дауном на 1 передаче.

PWR /SPORT

Это спортивная программа трансмиссии. В отличие от «D» режим «Power/Sport» включает передачи на повышенных оборотах, поэтому постоянно так ездить затратно по топливу. Но это всего лишь «маленькая» жертва за возможность испытать динамичную езду на АКПП.

С «Зимним» режимом ездить зимой безопасней. Функция АКПП активируется нажатием кнопки с меткой Winter, Snow, Hold или снежинкой. Порядок действий в начале движения на автомате будет отличаться от обычного тем, что машина тронется со 2 передачи. Это предотвратит проскальзывание колёс на льду. Переключение передач на низких оборотах недостаточное резвое, но зато ездить по снегу или гололёду можно без пробуксовки.

Не рекомендуется ездить на «Snow» летом, поскольку гидротрансформатор активно нагревается, получая большую нагрузку.

Советы и рекомендации по эксплуатации АКПП

Эксплуатация АКПП ресурс коробки автомат

Прежде всего, во время эксплуатации гидромеханической АКПП следует избегать работы такой коробки без предварительного прогрева. Это значит, что «автомат» нужно прогревать перед поездкой, причем независимо от наружной температуры.

На практике это значит, что после стоянки желательно запустить и прогреть ДВС, при этом после незначительного прогрева мотора нажимается педаль тормоза, после чего селектор выбора режимов работы АКПП задерживается в каждом положении от 30 сек. до 1 минуты.

Далее можно начинать движение, однако первые 3-5 километров следует избегать активных разгонов, задействовать режим кик-даун и т.п. Другими словами, не допускается повышение нагрузок на АКПП.

  • Еще одним нюансом при эксплуатации машин с «автоматом» является то, что автоматические трансмиссии могут выйти из стоя после длительной пробуксовки ведущих колес. Это значит, что если такой автомобиль основательно застрял в снегу или в грязи, от попыток выехать своим ходом лучше отказаться.

В противном случае «горят» фрикционы, коробка перегревается, сильно изнашивается, загрязняется продуктами износа и т.д. Результат — дорогостоящий ремонт АКПП, замена пакетов фрикционов, промывка каналов гидроблока и т.д.

Фрикционы АКПП устройство неисправновсти фрикционных дисковРекомендуем также прочитать статью о том, что такое фрикционы АКПП. Из этой статьи вы узнаете о принципах работы, назначении, устройстве фрикционных дисков автоматической коробки передач, а также частых неисправностях фрикционов АКПП.

Еще АКПП сильно изнашивается в том случае, если практикуется буксировка прицепа или других авто. Причиной снова является перегрев АКПП. Также добавим, что буксировать саму машину с автоматом также нужно правильно.

  • Также добавим, что владельцы машин с АКПП часто интересуются, нужно ли пользоваться стояночным тормозом на машине с автоматом. Дело в том, что все авто с автоматической трансмиссией имеют ручник, однако параллельно работает и блокировка в режиме P.

При этом нужно учитывать, что в режиме «паркинг» без использования стояночного тормоза вся нагрузка ложится на механизм блокировки и сокращает его ресурс. Также никак не следует исключать возможность поломки механизма во время стоянки, то есть «ручник» фактически является дополнительной страховкой.

Стояночным тормозом нужно пользоваться в том случае, если пришлось остановить автомобиль на спуске или подъеме. В этой ситуации селектор АКПП легче перевести в режим D или реверс из режима P только тогда, когда затянут стояночный тормоз. Получается, перед тем, как начать движение, нужно сначала нажать на педаль тормоза, затем перевести селектор в нужный режим, а уже затем опустить ручник.

Особенности при управление автомобилем с АКПП

Во-первых , следует отчетливо помнить, что ни одна АКПП «не любит» работать непрогретой, особенно с повышенной нагрузкой. Именно по этой причине, даже при теплой температуре окружающего воздуха, первые несколько километров после длительной парковки следует проехать с низкой скоростью и без энергичных ускорений, дабы прогреть масло в трансмиссии. Также важен тот момент, что коробке передач нужно немного больше времени для выхода на рабочую температуру, нежели двигателю. Для быстрейшего прогрева автоматической коробки в холодную погоду можно стоя на месте несколько раз поменять режимы работы, постоять с активированным режимом D (удерживая тормоз) или же в начале движения на непродолжительное время активировать зимний режим.

Вторым моментом следует придерживаться дорог с хорошим покрытием. Поскольку современные коробки передач, даже механические, не отличаются любовью к бездорожью. Исключение – специальные автомобили, приспособленные к подобным условиям. Также автоматические трансмиссии плохо реагируют на буксировку тяжелых прицепов или других автомобилей. В таких ситуациях они подвержены быстрому перегреву, что значительно ускоряет износ. Кроме того, избегайте и буксировки самого «автоматического» авто. Некоторые исключения могут быть отражены в инструкции к машине, но они мало когда выходят за границы расстояния в 50 км и скорости перемещения более 50 км/ч.

Режимы работы

Управление АКПП водителем происходит через селектор. Каждое положение рычага рассчитано под определённые условия движения. Количество и виды режимов зависят от модели автоматической коробки передач. Расшифровка обозначений указана в инструкции по эксплуатации к автомобилю. Основные режимы работы автомата приведены в таблице.

Переключать коробку автомат в ручной режим необходимо:

  • при подъёме или спуске с горки;
  • по бездорожью, чтобы не перегреть автомат пробуксовкой;
  • для длительного обгона, прохождения крутых поворотов и других манёвров.

Заключение

Ездить на коробке с автоматом легко и приятно даже новичкам. Дополнительные функции станут помощниками в сложных ситуациях, если научиться ими правильно пользоваться. Помните, что АКПП — сложная система из механики и электроники, поэтому каждая трансмиссия имеет свои особенности. Всегда изучайте инструкцию производителя перед началом использования и сможете ездить на «родной» АКПП долгие годы.

Распространенные ошибки при использовании АКПП

Распространенные ошибки при использовании АКПП

    Самой распространенной ошибкой, приводящей к поломке АКПП, является включение режима «D» — «драйв» (движение вперед) без полной остановки при движении задним ходом. И, то же самое, только наоборот – включение режима «R» (задний ход) без полной остановки при движении вперед.

Но многие неопытные водители используют нейтральный режим «N» в пробках при кратковременных остановках, что приводит к гидравлическому удару и преждевременному износу АКПП. В пробках при частых остановках нужно использовать режим «D» вместе с педалью тормоза. Если нужно остановиться – нажимается педаль тормоза, если нужно медленно продвинуться вперед – педаль тормоза просто отпускается, и машина медленно катится вперед. И так можно ездить целый день.

Заключение

Вполне возможно, что для кого-то АКПП покажется сложным и привередливым механизмом, несмотря на простоту и удобство его использования. Но это только на первый взгляд. На самом деле «автоматы» зарекомендовали себя как вполне надежные агрегаты, но, конечно же, при условии их правильной и грамотной эксплуатации. Особенно удобно пользоваться АКПП в больших городах, где часто приходится стоять в пробках.

Видео о том, как пользоваться «автоматом»:

Нужен ли автомобилю с коробкой автоматом ручной тормоз?

Абсолютно все автомобили оборудованы стояночным тормозом. Отличаются лишь механизмы его реализации: механический, электромеханический или полностью электронный. Однако, несмотря на это, подавляющее большинство владельцев авто с АКПП пренебрегают его использованием, мотивируя это тем, что достаточно поставить машину на «паркинг», а при короткой остановке и вовсе достаточно и рабочего тормоза. Но, к сожалению, такой подход не верен. Поскольку даже в инструкции производителя предписывается постоянное использование ручного тормоза при длительной стоянке. Вероятнее всего такая предосторожность вызвана банальной перестраховкой автомобильных компаний, которую, справедливо говоря, сложно назвать излишней. Тем более что существует множество ситуаций, в которых невозможно обойтись без «ручника»:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий