Ля мажор неустойчивые ступени

Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу. Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное. Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.

Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.

Тяготение

А еще есть понятие и ощущение тяготения неустойчивых к устойчивым. Как ребенок тянется к матери, ища поддержки, так и неустои ищут поддержки у устойчивых ступеней. Возможно, слишком поэтично, но зато наглядно. Честно говоря, в начале обучения такого ощущения нет – оно воспитывается на уроках сольфеджио в процессе регулярных слуховых упражнений. Однако очень скоро слышимость этого тяготения действительно возникает и уже становится чем-то самим собой разумеющимся, только так и не иначе. (рис 1.)

Разрешение неустойчивых ступеней

Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой. Ну, как буквы в алфавите или цифры. ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д. Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой. Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т. д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая):

Устойчивые ступени от ноты До

Ступени и звукоряды

А теперь изберем за начало звукоряда другую ноту. Ну, скажем, ЛЯ. Накладываем звукоряд от ноты ЛЯ и видим, что теперь устойчивые ноты уже другие ЛЯ, ДО, МИ. Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

От МИ поэкспериментируем? Устойчивые ступени от Ми

Вывод

Устойчивые ноты могут быть совершенно разные, но ступени всегда I, III, V. И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд.

Лад, тональность

Музыка во многом схожа с человеческой речью, языком. Она осмысленна и логична. Как и речь, музыка передаёт мысли и эмоции. И в речи, и в музыке, отдельно взятый звук или просто набор звуков ничего не выражают, это просто набор звуков, элементы алфавита. Для выражения мысли звуки должны быть организованы в рамках определённой системы.

Например, звуки, которые мы используем в речи, организованы в алфавитную систему. Сами звуки алфавита это ещё не речь, это просто строительный материал для неё. Звуки алфавита складываются в слова, то есть в определённые сочетания звуков, структуры, которые мы используем для передачи информации. Между звуками речи есть определённые взаимосвязи, закономерности, комбинации. Вся эта система звуков и их сочетаний в речи называется языком. В другом языке могут использоваться те же самые звуки, но они будут по-другому организованы, и это будет уже другим языком.

То же самое и в музыке. Все 12 звуков октавы являются, по сути, музыкальным алфавитом. Включая их повторения в разных октавах. Но в музыке они никогда не используются все. Чаще всего музыка базируется, в основном, только на семи ступенях из двенадцати, о чем мы говорили в теме про звукоряд. Эти семь звуков могут быть по-разному расположены в октаве, между ними могут быть разные взаимосвязи, это будут разные системы, как разные языки в речи. Такая система в музыке и называется ладом.

Лад — это определённый комплекс звуков, имеющий структуру и систему взаимосвязей, основанную на тяготении неустойчивых ступеней в устойчивые.

В этой формулировке со структурой все понятно. В октаве двенадцать звуков, но лад содержит не все звуки, а только некоторые. И эти звуки могут быть расположены в октаве по-разному. В нашей музыкальной культуре лады состоят из семи ступеней. Каждый лад имеет свою структуру. Ниже я это все покажу наглядно на примерах. Вторая часть формулировки говорит о системе взаимосвязей, основанной на тяготении. Что это такое?

Главные трезвучия лада — определение, построение, разрешение

Главные трезвучия лада - определение, построение, разрешение

Главные трезвучия лада — это одна из ключевых тем сольфеджио. Прочитав эту статью, вы научитесь правильно давать определение, самостоятельно строить главные трезвучия в любой тональности.

Вы также узнаете об особенностях построения главных трезвучий в мажоре и миноре. А выделенный текст в статье познакомит вас с интересными фактами, о которых вам не расскажут на уроках в школе.

Когда вы дочитаете статью до конца, вы навсегда запомните, что такое главные трезвучия лада, и как их строить.

Что такое тональности и как их использовать? 7 заповедей музыканта

Tonal'nosti v muzyke - chto eto i kak ispol'zovat'

Понятие «тональность» гораздо проще, чем может показаться, если открыть музыкальный словарь.

Вы наверняка слышали это слово в быту. Например, когда от собеседника требуют более уважительного отношения, говорят «смени тон». А водители иногда называют тональностью звук двигателя.

Что же такое тональность в музыке, сколько их и зачем они нужны? Об этом поговорим в этой статье.

Проработка новой гаммы на уроках сольфеджио

Конечно, можно и просто написать ноты на доске, сказав детям, что вот так записывается гамма в тональности Соль мажор, и начать петь. Но данный метод не будет эффективным с точки зрения усвоения теоретического материала, который необходимо повторять каждый урок. Лучше будет, если дети вспомнят строение мажора – тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон – и постараются построить гамму от ноты соль самостоятельно. Перед проведением этой работы дети должны понимать, что такое знаки альтерации – диез и бемоль – и что они делают.

После того как ученики самостоятельно и правильно построят на инструменте Соль-мажор (соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, соль) и споют последовательность этих звуков, можно приступать и к другой важной задаче. Дети должны правильно записать гамму Соль мажор нотами в тетради.

Важно, чтобы они грамотно записали скрипичный ключ, поставили фа-диез на пятой линейке нотного стана; проследите, чтобы все ноты были записаны на своих линейках или между ними.

Правильное написание нот гаммы

После того как первоклассники зафиксируют нотный текст, можно проставить ступени. Этот процесс также необходим. Ведь после До мажора дети могут ошибочно полагать, что в каждой тональности нота до будет первой ступенью, но это не так – в Соль мажоре она будет четвертой. Очень важно добиться понимания относительности ступеневой системы.

Подписанные ступени гаммы

Тяготение звуков

В мелодии всегда есть опорные звуки, к которым она стремится, и на которых заканчивается. Если оборвать мелодию не доиграв самый последний звук, мы будем чувствовать незаконченность, мы даже сможем пропеть этот недостающий звук. Это ощущение и называется тяготением звуков.

Опорные звуки называются устойчивыми . А остальные — неустойчивыми . Неустойчивые звуки всегда стремятся прийти к устойчивым. Такой переход называется разрешением .

Тоника — самый главный устойчивый звук. Это первая ступень лада. Тоника является центром притяжения, главной опорой всего музыкального произведения и его же последним звуком.

Также устойчивыми, но не такими как первая ступень, являются третья и пятая ступени лада. Вторая, четвертая, шестая и седьмая ступени — неустойчивые. Система тяготений неустойчивых ступеней в устойчивые наглядно показана на схеме ниже.

Вторая и седьмая ступени тяготеют к первой. Четвертая к третьей. Шестая к пятой. Так как первая ступень (тоника) самая устойчивая, центральная, к ней тяготеют сразу две ступени.

Определение главных трезвучий лада

главные трезвучия лада

Главными трезвучиями лада называются трезвучия, построенные на I, IV, V ступенях гаммы.

Называются они так же, как и эти ступени гаммы — тоника — I ступень, субдоминанта — IV ступень, доминанта — V ступень. Тоническое трезвучие (на I ступени), Субдоминантовое трезвучие (на IV ступени), и Доминантовое трезвучие (на V ступени).

ИНТЕРЕСНО:
Кто кому дал названия? Ступени дали название трезвучиям или, наоборот, по названию трезвучий стали называть ступени, на которых они строились?

До прихода эпохи классицизма, не было мажорного и минорного ладов. Тогда существовали лады диатонические ( их также называют древнегреческими ладами, средневековыми, ладами народной музыки). А вместе с приходом мажора и минора пришли названия — Тоника, Субдоминанта, Доминанта с их функциональностью.

Получается, что трезвучия дали название ступеням?
Ну а что тут такого? Мы же не удивляемся, что курица появилась сначала, а потом яйцо!

Обозначаются главные трезвучия латинскими буквами T (тоника), S (субдоминанта), D (доминанта).

К этим буквам добавляются цифры 5/3. Это означает, что между крайними звуками трезвучия образуется квинта (5), а между нижним и средним — терция (3).

Любое трезвучие, на какой бы ступени оно не было построено, обозначается цифрами 5/3.

Звукоряд, лад, тоника

Чтобы понять, что же такое тональность, нам необходимо сперва разобраться с некоторыми понятиями. И давайте начнем с лада.

Звукоряд — это звуки, располагающиеся друг за другом в восходящем или нисходящем порядке. Вы знаете, что нот всего семь и каждая располагается на своей ступени. Соответственно, ступеней тоже семь. Если выстраивать звукоряд от ноты До, то нота До будет располагаться на первой ступени, Ре — на второй, Ми — на третьей… Если строить звукоряд от ноты Ми, то нота Ми станет первой ступенью, Фа — второй и т.д.

Лад – это взаимосвязь звуков между собой, их согласованность и слаженность. В ладу есть устойчивые и неустойчивые ступени. Их принято обозначать римскими цифрами. I, III, V ступени – устойчивые, опорные, к ним тяготеют неустойчивые – подвижные звуки, расположенные на II, IV, VI, VII ступенях:

Tyagotenie stupenej

Неустойчивые звуки отражают незавершенность музыкальной мысли. Но когда неустойчивый звук переходит в устойчивый, мысль становится завершенной и это называется разрешением.

Вот пример того, как звучит незавершенная музыкальная мысль:

Существует довольно расхожая история о том, как сын И.С. Баха импровизировал на клавесине, в то время как его великий отец спал. Мальчик закончил свою импровизацию на неустойчивом аккорде и удалился от инструмента. Иоганн Себастьян проснулся, вскочил с постели, подбежал к клавесину, разрешил аккорд и помчался догонять сына, чтобы проучить его.

Самой главной среди устойчивых ступеней, является тоника – первая ступень. Сочетание I III V ступеней дают тоническое трезвучие, которое характеризует звучание лада, создают его окраску:

Мажор – лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с БОЛЬШОЙ терцией в основании. Звучит мажор ярко, жизнеутверждающе.

Минор — лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с МАЛОЙ терцией в основании. Звучит минор печально, драматично.

Работа над ступенями гаммы Соль мажор

Когда работа над письменной частью почти закончена, стоит вернуться к фортепиано и начать работать со ступенями для их закрепления. Вариантов интересной и эффективной работы довольно много. Чтобы дети не уставали, а также чтобы слух их развивался всесторонне следует менять формы работы. Среди них могут быть:

  • Пение гаммы ступенями.
  • Пение устойчивых ступеней в различных комбинациях (I-III-V, III-V-I, V-I-III и так далее).
  • Определение ступеней на слух и пропевание их за педагогом.
  • Задание, аналогичное предыдущему, но с записью ступеней в нотных тетрадях.
  • Анализ музыкальных примеров в Соль мажоре с определением ступеней гаммы.
  • Работа с разрешением неустойчивых ступеней в устойчивые.
  • Наиболее “продвинутый” ученик может сам придумывать последовательности ступеней, в то время как его одноклассники будут записывать их на слух.

Это лишь часть форм работы, которые можно применять на уроках сольфеджио. Также при работе следует уделять внимание тому, чтобы ступени ассоциировались у детей с нотами в данной тональности. При пении устойчивых ступеней сначала следует называть их словами: “раз-три-пять”, а затем повторить эту же комбинацию, называя звуки: “соль-си-ре”.

Домой на закрепление материала можно дать как письменные, так и устные задания. Для закрепления тональности (а заодно и для приобретения новых навыков) нужно придумать задания на транспонирование. Нужно, чтобы дети показали письменно в тетради стрелочками разрешения неустойчивых ступней в устойчивые, как на примере ниже.

Устные задания по проработке гаммы Соль мажор также необходимы. Это может быть пение ступеней, разрешений, самой гаммы и примеров в нужной тональности.

Разрешение ступеней в гамме Соль мажор

Основные лады. Их структура.

А теперь поговорим о структуре ладов и рассмотрим самые распространенные из них. Как мы уже знаем, в октаве помещается двенадцать звуков, расположенных по полутонам. Представим их в виде двенадцати пустых клеток с одной дополнительной, тринадцатой. Она нам нужна чтобы замкнуть октаву первой ступенью.

Я специально пока не использую для объяснения клавиатуру фортепиано. Деление на черные и белые клавиши не имеет никакого значения, и будет только мешать пониманию. Поэтому вместо клавиш просто тринадцать пустых клеток.

Теперь мы эти клетки будем заполнять ступенями ладов.

Ладов существует множество, и с разным количеством ступеней. Но наибольшее распространение получили два основных лада. Это мажорный лад и минорный лад. Или просто: мажор и минор. Они имеют по семь ступеней. Эти два лада, в традиционной музыкальной культуре, имеют фундаментальное значение. Практически вся музыка, которую мы слышим, основана на этих двух ладах и их разновидностях. Поэтому, в дальнейшем, если я буду говорить «лад», то буду подразумевать либо мажор, либо минор.

Схемы ниже отображают структуры мажора и минора, их расположение в октаве и интервальный состав (буквы Т и П означают тон или полутон соответственно)

Теперь понятно, зачем нам понадобилась тринадцатая клетка. Для иллюстрации расстояния между седьмой ступенью и первой.

Кстати, звуки лада, расположенные по порядку, как на схеме, называются гаммой .

У каждого лада свое характерное звучание, окраска. Часто можно встретить такое определение: мажор это радостно, а минор это грустно. В этом определении есть доля правды, но только доля. Мажор действительно звучит светлее по ощущению, из-за повышенной третьей ступени, по сравнению с минором. А минор темнее, лиричнее. Но это совершенно не означает, что веселая, бодрая музыка исключительно в мажоре, а грустная, лиричная исключительно в миноре. Есть немало примеров грустной музыки в мажоре и жизнерадостной в миноре.

У мажора и минора есть по две разновидности. Гармонический и мелодический виды. В таблице ниже они расставлены по степени значимости, распространенности.

Гармонический минор – VII ступень повышается на полтона
Мелодический минор – VI и VII ступени повышаются на полтона
Гармонический мажор – VI ступень понижается на полтона
Мелодический мажор – VI и VII ступени понижаются на полтона

А просто мажор или просто минор называются натуральными .

На практике, чаще всего используются гармонический и мелодический виды минора. Гармонический минор даже более распространен чем натуральный минор. Мажор же, практически всегда используется в натуральном виде.

Тут необходимо сказать об одной особенности гармонических и мелодических видов. Эти виды образуются только при восходящем движении, вверх. При движении вниз они преобразуются в натуральные виды. На это есть свои причины, но пока считайте что просто так принято.

Ступени лада и их взаимосвязь

Как уже было сказано ранее, лад – это взаимоотношения ступеней. Но что же такое эти ступени?

    Ступень – звук, входящий в одну октаву (октава состоит из 7 нот и 8-я повторяет первую = 7 ступеней + одна повторяющаяся).

Ступени до мажор

Расположение каждой ступеньки зависит от ее высоты: чем выше звук, тем больше ступень.

Лады можно составить от любого звука. Самый знакомый для нас всех – нота До.

От лидера До выстраиваем в последовательность остальных подчиненных: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си; и закрываем ряд таким же ответственным лицом – нотой До, но уже другой октавы. Таким образом создается гамма.

  • Гамма – цепочка из звуков, где первый и последний одинаковы по названию, но расстояние между ними равно одной октаве.

Гамма до мажор

Тональность и гамма

Теперь, когда мы знаем что такое лад, можно переходить к главному вопросу – что же такое тональности и как их использовать.

Мажорный и минорный лад так же, как и звукоряд можно построить от любой ноты. Нота, от которой мы строим лад называется тоникой.

Тональность – это лад, у которого есть определенная тоника.

Каждая тональность имеет свое название, которое формируется из двух составляющих: первая – тоника; вторая – лад. Допустим, тоника – нота До, а лад – мажор. Значит тональность будет называться До мажор. Или тоника – нота Ми, а лад минор. Значит тональность – Ми минор.

Если сыграть по порядку звуки какой-либо тональности от тоники до тоники, то получится гамма. Например, сыграем от ноты До восемь нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До.

Получилась гамма. Кстати, она называется также, как и тональность – До мажор. А если взять за основу ноту Ля, и сыграть восемь нот, то получится гамма Ля минор.

Но почему в случае с нотой До, гамма будет иметь мажорный окрас, а в случае с нотой Ля – минорный? Давайте разбираться.

Как вы знаете, расстояние между звуками измеряется тонами и полутонами. В гаммах, расстояние между звуками должно соответствовать специальной формуле. Вот формула для мажорной гаммы:

formula gammy mazhor

А вот формула для минора:

formula gammy minor

Вот и получается, что гамма, построенная от ноты До полностью совпадает с формулой мажора. Гамма от ноты Ля, совпадает с формулой минора. Вот как эти гаммы будут выглядеть в нотной записи:

gamma Do mazhorgamma La minor

А что, если нам нужно выстроить мажорную гамму от ноты Соль? Думаю, вы уже догадались – нужно расставить звуки в соответствии с формулой. Вот что получится:

gamma Sol mazhor

Как видите, для соблюдения формулы, нам пришлось использовать знак альтерации — диез. Так нота Фа превратилась в Фа диез.

В гамме Ми минор, нам также придется использовать знак альтерации и это снова будет ФА ДИЕЗ. Посмотрите на изображение:

gamma Mi minor

Вы могли заметить, что гамма До мажор и Ля минор не имеют знаков альтерации; гамма Соль мажор и Ми минор имеют 1 знак альтерации. А в гамме Ре мажор, как и в гамме Си минор будет два диеза. Закономерно то, что гаммы с одинаковым количеством знаков альтерации, идут парами: До и Ля — ПАРА, Соль и Ми — ПАРА, Ре и Си – ПАРА. Такие гаммы (а значит и тональности) называются ПАРАллельными.

Главные трезвучия лада — построение

главные трезвучия лада - построение

В мажорных тональностях

Главные трезвучия лада - определение, построение, разрешение

ИНТЕРЕСНО:
Построить трезвучие очень просто.

Обратите внимание, что если нижний звук трезвучия (он называется основной или прима) располагается на линейке, то и остальные два звука (терцовый и квинтовый) — тоже располагаются на линейках.

Если же нижний звук трезвучия располагается между линейками, то и остальные звуки находятся между линейками.

В любой заданной тональности стройте T53- на I ступени, S53 — на IV ступени, D53 — на V ступени.

  • Главные трезвучия лада - определение, построение, разрешение
  • Главные трезвучия лада - определение, построение, разрешение
  • Главные трезвучия лада - определение, построение, разрешение
  • Главные трезвучия лада - определение, построение, разрешение
  • Главные трезвучия лада - определение, построение, разрешение
  • Главные трезвучия лада - определение, построение, разрешение
  • 0
  • Главные трезвучия лада - определение, построение, разрешение
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17

В минорных тональностях

Главные трезвучия лада - определение, построение, разрешение

ИНТЕРЕСНО:
Почему в миноре t53 и s53 звучат минорно, а D53 звучит мажорно?

Потому что D53 в миноре используется в гармоническом виде. В гармоническом миноре повышается VII ступень, что придает остроту тяготения VII ступени в I.

В классической музыке наиболее распространен гармонический вид минора, а не натуральный. И так как повышенная VII ступень входит в состав доминантового трезвучия, в миноре всегда используется мажорное D53, если в задаче специально не оговаривается, что d53 должно быть минорным.

В любой заданной минорной тональности стройте t53 — на I ступени, s53 — на IV ступени, D53 — на V ступени.

ВАЖНО: D53 на V степени строится в ГАРМОНИЧЕСКОМ виде минора, поэтому всегда имеет повышенную VII ступень.

Поэтому в гармоническом миноре t53 и s53 звучат минорно и обозначаются малыми буквами t и s, а D53 звучит мажорно (из-за повышения VII ступени) и обозначается большой буквой D.

  • Главные трезвучия лада - определение, построение, разрешение
  • 2м
  • 3м
  • 4м
  • 5м
  • 6м
  • 7м
  • 11м
  • 12м
  • 13м
  • 14м
  • 15м
  • 16м
  • 17м

Параллельные тональности

Как мы выяснили, тональности с одинаковым количеством знаков альтерации, называются параллельными. Оказывается, у этих тональностей одинаковые звуки — все до единого.

Но есть у параллельных тональностей и отличия. Как вы помните, название тональности определяет тоника и лад. Этими двумя составляющими и отличаются параллельные тональности. До мажор отличается от Ля минора тоникой (звуком До) и ладом (мажорным окрасом). Тем же и остальные параллельные тональности отличаются друг от друга.

Как найти параллельную тональность

Найти параллельную тональность можно двумя способами. Рассмотрим оба.

Мы уже знаем, что До мажор и Ля минор параллельны. На них мы и будем опираться для дальнейших рассуждений.

Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, на какой ступени находится нота Ля в До мажоре. Давайте считать:

stupeni v gamme do mazhor

Нота Ля является VI ступенью в тональности До мажор. Отсюда можно сделать вывод: чтобы найти параллельный минор, нужно найти VI ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на VI ступени и будет тоникой параллельного минора.

Чтобы найти параллельный мажор, проделаем ту же процедуру – посчитаем ступени в Ля миноре:

stupeni v gamme La minor

В тональности Ля минор, нота До расположилась на III ступени. Вывод напрашивается такой: чтобы найти параллельный мажор, нужно найти III ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на III ступени и будет тоникой параллельного мажора.

Чтобы быстрее найти VI ступень, пользуйтесь небольшой хитростью – считайте ступени не вверх, а вниз:

stupeni v gamme do mazhor

Очень важно учитывать знаки альтерации, когда вы считаете ступени. Например, нам необходимо определить параллельную мажорную тональность для Ре минора. В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор.

Второй способ определения параллельной тональности также прост, и он подойдет тем, кто хорошо знаком с интервалами.

Чтобы начать пользоваться этим способом, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных тональностей. Считаем, как обычно, на примере тональностей Ля и До. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется он Малой терцией.

Чтобы найти параллельный мажор, нужно отмерить малую терцию вверх от тоники минорной тональности, в которой мы находимся. Так находясь в Ля миноре, от ноты Ля мы отмеряем малую терцию вверх и получаем ноту До, которая и станет тоникой параллельного мажора:

Do La na notnom stane

Тоже самое проделываем в поисках параллельного минора – отмеряем малую терцию вниз и получаем искомое:

La Do na notnom stane

Тональности

Урок вокала

Тональность – лад, располагающийся на определенной звуковой высоте (частоте). Все тональности, кроме до-мажора и параллельного ля-минора, имеют определенное количество (от 1 до 7) диезов или бемолей, которые необходимо указывать при ключе. Выявить, какие знаки имеет тональность, можно при помощи кварто-квинтового круга.

Существует также порядок последовательности написания диезов и бемолей:

  • Диезы: f-c-g-d-a-e-h.
  • Бемоли: h-e-a-d-g-c-f.

Именно в таком порядке добавляются знаки по кварто-квинтовому кругу. Можно рассмотреть мажорные тональности квинтового круга (диезные), двигающегося в восходящем порядке: до-мажор – нет знаков, в находящемся квинтой выше соль-мажоре – один фа диез. Еще через пять звуков (квинта) от соль-мажора находится ре-мажор, имеющий уже два знака – фа и до диез и т. д.

По такому же принципу работает и квартовый (бемольный) тональный круг: до-мажор – знаки отсутствуют, находящийся квартой выше фа-мажор – один си бемоль, далее, в си бемоль-мажоре – си и ми бемоли и т. д.

Как сделать опевание устойчивых ступеней неустойчивыми

Музыкант кларнетист

Все неустойчивые звуки имеют некий “окрас незавершенности”, поэтому их необходимо разрешать в устойчивые.

Опевание устойчивых ступеней представляет собой конфигурацию из трех нот. Это поочередное воспроизведение двух неустойчивых звуков, а затем и самого устойчивого, находящегося посредине.

Опевание устойчивых ступеней в соль-мажоре:

  • Фа диез и ля – в соль.
  • Ля и до – в си.
  • До и ми – в ре.

Если необходимо обозначить в нотах устойчивые и неустойчивые звуки, то первые пишутся незакрашенными, а вторые – закрашенными.

В упражнениях по сольфеджио часто используется прием опевания устойчивых ступеней, так как это в значительной мере способствует развитию чувства ладового тяготения и музыкального слуха в целом.

Заключение

Итак, вы изучили тему «Главные трезвучия лада». Теперь вы знаете, что главные трезвучия лада строятся на I, IV и V ступенях в мажоре и миноре.

Вы запомнили, что они обозначаются T53, S53, D53 в мажоре, и t53, s53, D53 — в миноре.

Вы поняли принцип разрешения неустойчивых аккордов в устойчивые. В этой статье было показано, как разрешаются главные трезвучия. А как разрешаются обращения трезвучий, можно узнать, перейдя по ссылке выше.

Если же вы лучше воспринимаете видео формат, вы можете посмотреть Видео- урок за 2 минуты по теме «Главные трезвучия лада»

Для чего нужны тональности

Что такое тональности мы усвоили. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как их использовать.

В прежние времена, тональности имели гораздо более глубокий смысл нежели сейчас. Так в музыке И.С. Баха тональности символизировали различные евангельские сюжеты. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха, вы можете прочитать у В.Б. Носиной.

В музыке эпохи романтизма, композиторы также наделяли тональности особыми смыслами. Ми бемоль мажор, к примеру, использовали, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор употребляли для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.

В XX веке композиторы Новой венской школы (Шенберг, Берг, Веберн), решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и раздвинули музыкальные рамки, в связи с чем появилась атональная музыка. Особо любопытным из вас, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шёнберга – именно с ним связывают начало атональности.

В наши дни семантика тональностей утратила свое значение, а вот практическая составляющая осталась. Давайте более подробно поговорим о том, зачем нужны тональности и как их использовать.

Самое первое и понятное значение тональности – настроение. Как вы помните, тональность обладает мажорным или минорным ладом, от которого зависит настроение музыки. Бывают и такие случаи, когда минорное произведение звучит бодро и живо, а мажорное наоборот погружает в задумчивое состояние, нагоняя воспоминания и легкую тоску. Этих оттенков можно достичь, скорее, за счет фактуры, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. Тональность же, сразу дает понять какое настроение несет музыка.

Второе значение тональностей связано с удобством. Музыканты, которые аккомпанируют вокалистам, часто сталкиваются с ситуацией, когда вокалист «не в голосе» и просит сыграть на тон-полтора ниже оригинальной тональности, дабы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может транспонировать переложить музыкальное сочинение из одной тональности в другую транспонировать на ходу и играть в разных тональностях одно и то же произведение.

Как строится?

Следующий вопрос, который должен идти по логической цепи: какова же структура трезвучия и каким образом его строят?

Ответ заключен в самом названии: ТРЕзвучие опирается на 3 звука, построенных на расстоянии терции (интервал, включающий в себя 3 ступени).

Главное трезвучие до мажора

Если с главными ступенями лада все более менее понятно, то как же называются остальные?

  • Главные – I, IV, V;
  • Производные – II, III, VI, VII.

Помимо ладовой классификации, существует еще одна, определяющаяся состоянием ступени:

    устойчивые – I, III, V;

Построение на клавиатуре

Все три ступени входят в состав тонического трезвучия (в музыке формулировка – Т53). Они звучат устойчиво и уверенно, не требуя какой-либо поддержки извне. Отдельно следует выделить III ступень, так как именно она определяет лад: традиционная нота Ми характерная для До мажора, но если опустить ее на полтона ниже (Ми бемоль), то звучать уже будет именно До минор;

  • неустойчивые – II, IV, VI, VII;

Их звучание не подкреплено опорой, существует вечное ощущение недосказанности и желание во что-нибудь перейти (разрешиться), свое путешествие они завершают в устойчивые ступени лада.

Сколько тональностей всего

Итак, мы выяснили, что у каждой тональности есть сестра – параллельная тональность. Также, тональности могут энгармонически заменять друг друга. А теперь давайте узнаем, сколько тональностей всего.

Если сосчитать все белые и черные клавиши в одной октаве , то их получится 12 (7 белых клавиш и 5 черных). От каждой из них, мы можем построить гамму, соответственно, получим 12 тональностей. Но мы не должны забывать про одноименные тональности. Получается: имея 12 звуков, мы можем построить 24 тональности – 12 мажорных и 12 минорных.

Чисто теоретически, мы можем получить 30 тональностей:

2 — без знаков альтерации

14 диезных (7 мажорных и 7 минорных)

14 бемольных (7 мажорных и 7 минорных)

Тональности, в которых больше 6 знаков альтерации существуют в теории, но на практике не используются. Их логично заменить энгармонически равными тональностями. Например: в До диез мажоре 7 знаков, а в энгармонически равном Ре бемоль мажоре – 5. Таким образом, тональности с большим количеством знаков заменяют на энгармонически равные и остается 24 тональности, которые реально используются.

В таблице ниже, вы найдете названия всех 30 тональностей, их буквенное обозначение и количество знаков альтерации для каждой.

znaki v tonal

Порядок Диезов и бемолей

Диезы и бемоли могут встречаться в нотном тексте внезапно, неожиданно. В таком случае, они называются случайными. Но также, они могут быть изображены рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Такие знаки называются ключевыми. Именно ключевые знаки указывают нам на тональность произведения. Важно запомнить, что диезы и бемоли располагаются на линейках в строгой последовательности, которую нужно запомнить.

Диезы располагаются так: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. Вот как это выглядит в скрипичном и басовом ключах:

raspolozhenie diezov na notnom staneraspolozhenie diezov na notnom stane v basovom kluche

Бемоли расставляют в обратном порядке: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА:

raspolozhenie bemolej na notnom staneraspolozhenie bemolej na notnom stane v basovom klyuche

Как располагаются знаки при ключе, вы теперь знаете и можете этот порядок заучить как считалочку. Но как определить, сколько знаков в той или иной тональности? Конечно, можно выучить наизусть как таблицу умножения, но есть другой способ, о котором вы можете узнать из статьи «Кварто-квинтовый круг тональностей» .

Очень надеюсь, что статья оказалась интересной и вы поняли, что такое тональности, зачем они нужны и как их использовать. Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорого!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий