Почему стоит ленинский проспект сейчас

«Впечатление, что на эту часть города власти просто забили»: почему Юго-Запад задыхается в пробках

Район стал заложником безразличия петербургской администрации.

Залив, парки, относительная дешевизна и развивающаяся инфраструктура — атрибуты современного Юго-Запада Петербурга. Почти рай, если не считать многочасовых пробок, от которых ежедневно страдают местые жители. На метрополитен здесь, кажется, уже не надеются, да и планы на развитие дорожной инфраструктуры оптимизма не внушают.

По сценарию Шушар: почему метро в Кудрово не спасет петербуржцев от диких пробок

На строительство станции метро в Кудрово требуется 57 млрд рублей. На объект в соседнем с Петербургом регионе Смольному придется выделять и свои средства. Однако эксперты считают, что деньги лучше направить на куда более нужные проекты.

туман,утро,петербург,Кудрово,остановка,автобус

Заместитель председателя правительства Ленобласти по транспорту Сергей Харлашкин 26 ноября рассказал о строительстве метро до Кудрово в ближайшее время. По его словам, на месте сейчас ведут проектные и изыскательские работы.

Соглашение о продлении петербургского метрополитена в Ленобласть подписали еще в 2013 году. Кроме этого, есть указания от президента РФ Владимира Путина, который одобрил проект. Соседний регион уже составил проект планировки своей территории под строительство и предоставил Петербургу участки под депо. Стоимость строительства новой станции Харлашкин оценил в 57 млрд рублей.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ узнали, почему ждать открытия станции в Кудрово петербуржцы будут еще как минимум пять лет, а ее появление в целом выглядит не очень оправданным.

Деньги на ветер: бесполезной станции метро в Кудрово нужно финансирование

Любитель красивых слов Беглов

В середине июля губернатор Петербурга Александр Беглов на встрече с главой Ленобласти Александром Дрозденко и полпредом президента в СЗФО Александром Гуцаном заявил, что при дополнительных инвестициях в 130 млрд рублей в городе в 2024 году могут открыть шесть новых станций метро. Градоначальник добавил, что метро нужно развивать и за пределами мегаполиса.

Тогда Беглов уточнил, что на строительство станции «Кудрово» потребуется 31 млрд рублей. Помимо этой суммы, еще 41 млрд необходим для строительства метродепо, которое будет обслуживать и Ленобласть, и Петербург.

Однако красивые слова губернатора вряд ли станут реальностью в ближайшей перспективе. Эксперты очень сомневаются в подобном развитии событий.

Деньги на ветер: бесполезной станции метро в Кудрово нужно финансирование

Коллапсирующий район

Территориально Юго-Запад объединяет часть Кировского и Красносельского районов. По началу восточной границей служил проспект Стачек, северной — Красненькая речка и Финский залив, западной — Дудергофский канал, южной — Петергофское шоссе. Сегодня территория так разрослась, что выделить ее окраины стало труднее. Местные жители относят к Юго-Западу жилую застройку от Солнечного города до виадука у «Автово», ограниченную с юга и севера Финским заливом и проспектом Народного Ополчения.

Казалось бы, извилистая сеть дорог, близость к КАД и ЗСД не внушают мысли о транспортном коллапсе. Реальность же такова, что каждое утро петербуржцы стоят здесь в глухих пробках: по два часа утром и вечером.

«Я живу на Сосновой Поляне. Чтобы добраться до ближайшей развязки КАД или метро „Проспект Ветеранов“, в разгар утреннего часа пик уходит минут сорок. Хотя еще несколько лет назад речь шла где-то о десяти-пятнадцати минутах. Например, на проспекте Ветеранов до недавнего времени пробок в принципе никогда не было, — объясняет петербурженка Татьяна. — Теперь местные жители ежедневно сталкиваются с транспортным коллапсом: наглухо стоят проспекты Ветеранов и Народного ополчения, Ленинский проспект, Петергофское шоссе, прилегающие к ним улицы».

© Фото Владимира Орленко

С собеседницей согласны и жители ближайших от Юго-Запада пригородов.

«Два года я прожила в общежитии СПбГУ в Петергофе. Университетский корпус находится в центре, так что каждое утро меня ждали долгие поездки до „Автово“, иногда до полутора часов. Польза есть, конечно, так как это прекрасное время, чтобы доделать домашние задания. На этом плюсы заканчиваются. Очень утомительно, всегда пробки и много народу в автобусе. Электричку туда-обратно каждый день позволить себе я не могла, как и большинство сокурсников. Все мои знакомые мечтали переехать оттуда», — делится воспоминаниями студентка Анна.

Возможно, автономно район действительно бы как-то справился бы с нагрузкой. Однако эта территория «перетягивает» на себя и транспорт из близлежащих растущих территорий: Ломоносова, Петергофа, Стрельны, Красного села и других муниципалитетов.

Разговоры начались почти 40 лет назад

Как рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ историк метрополитена Дмитрий Графов, первые намеки на строительство метро в Кудрово появились почти 40 лет назад. Станцию с проектным названием «Народная» стали показывать на схемах ленинградской подземки еще в середине 1980-х годов. Более того, к ее строительству даже успели приступить, используя шахту № 534, горный комплекс которой петербуржцы по-прежнему могут видеть недалеко от вестибюля станции «Улица Дыбенко».

В соответствии с советскими планами развития станция «Народная» должна была обслуживать вновь создаваемый жилой район, который мог появиться в районе пересечения перспективных пробивок проспекта Большевиков, Товарищеского проспекта и проспекта Солидарности с Мурманским шоссе. К середине 1990-х метростроители успели построить только один перегонный тоннель длиной около полутора километров, и после этого стройка встала. Спустя годы о станции в Кудрово вспомнили вновь уже в связи с заселением в новые многоэтажные дома одноименного населенного пункта.

Деньги на ветер: бесполезной станции метро в Кудрово нужно финансирование

Отсрочки и домыслы

«О том, что вдоль проспекта Ветеранов необходимы новые станции метро, так как район быстро растет, говорили еще мои мама и бабушка в конце 1980-х. На дворе 2020-й год, а воз и ныне там, — продолжает свой рассказ Татьяна. — Самое обидное, что обещанная нам давным-давно „Юго-Западная“ для большинства жителей района совершенно бесполезна и не сделает более свободной „Проспект Ветеранов“, которая давно признана самой загруженной станцией метрополитена в России».

Разговоры о новой ветке вели еще с прошлого столетия, в современном варианте проект получил «зеленый свет» в 2007 году. Строительство начали с 2013 года, завершить планировали к 2019–2022 годам. Однако сроки продолжают сдвигаться. Не последнюю роль в этом сыграл Чемпионат мира по футболу 2018 года, из-за которого все мощности бросили на конец «зеленой» ветки: «Беговую» и «Новокрестовскую», теперь известную как «Зенит».

Тем временем «Юго-Западную» и «Путиловскую», на которые возлагают надежды по разгрузке района от пробок, откроют в 2023 году, если верить чиновникам. Полностью «коричневая» ветка появится не раньше 2027 года.

Власти задержку объясняют проблемами с подрядчиками. Так, в августе 2020 года Ростехнадзор выявил нарушения при строительстве новых станций. Оказалось, что «Метрострой» не справился с требованиями промышленной безопасности.

«Нарушения выявлены в части организации вентиляции шахты, оборудования водоотлива, требований к откаточным путям», — уточнили в ведомстве.

Ошибки обошлись предприятию административным делом и перерывом в строительстве на 1,5 месяца. Повлияет ли это на дату открытия станций, в Смольном не комментировали.

«Сорок лет здесь живу — сорок лет ждем метро. „Юго-Западная“, конечно, немного разгрузит район от пробок, но слишком надеяться на это не стоит. До станции еще придется ехать. Например, от всех новостроек возле Финского залива: все те же дороги будут загружены, — предполагает эксперт по недвижимости Калинина. — Кстати, ходят слухи о появлении в будущем станций возле „Жемчужины“, на проспекте Героев. Это, конечно, все ложь. Не более чем рекламная акция застройщиков».

Линии требуется депо

У Лахтинско-Правобережной (четвертой) линии петербургского метро есть одна серьезная проблема. Дело в том, что она не имеет собственного депо для поездов. Составы с этой ветки отправляют в депо «Московское», находящееся в Купчино.

«У города своя потребность в продлении четвертой линии имеется. В настоящее время эта линия является единственной, не имеющей собственного электродепо. Свое текущее обслуживание и ремонт вагоны Лахтинско-Правобережной линии проходят в депо у станции „Купчино“. Таким образом, ежедневно подвижной состав имеет перепробег, негативно влияющий на пропускные способности самой загруженной, второй линии подземки», — пояснил Графов.

Деньги на ветер: бесполезной станции метро в Кудрово нужно финансирование

Покинутый и автономный

В Смольном обещают, что с проблемой справятся. Для этого, например, оформляют пробивку проспекта Ветеранов до проспекта Буденного. Ведутся разговоры о соединении продолжения Пионерстроя с Волхонским шоссе и КАД: пока долгострой отражен только на бумагах, хотя и мог бы разгрузить транспортные артерии за счет выезда водителей на кольцевую дорогу. Предполагается и строительство автомагистрали у берега залива, чему местные жители, впрочем, не рады. Активисты жалуются на уничтожение пляжа и вырубку деревьев.

«Решать вопросы нужно не только за счет новых станций метро, но и наземного общественного транспорта. У нас, скажем, есть трамвай, который ходит каждые пять минут и за двадцать минут доезжает до „Автово“. Удобно, я за такой транспорт, — отметила эксперт по недвижимости Калинина, — Мы думали, что маршрут продлят к Финскому заливу, к „Жемчужине“ по Маршала Казакова, но нет. Застройщик и транспортные предприятия — разные организации, отсюда и несогласованность».

Помочь Юго-Западу должны в Смольном, считают опрошенные корреспондентом собеседники.

«Такое впечатление, что на эту часть города власти просто забили», — замечает Татьяна.

Такого же мнения придерживается и эксперт Калинина.

«Все внимание городской администрации сосредоточено на севере города. То метро откроют, то условный Парк 300-летия — а у нас ни одного нового не появилось. Юго-Запад долгое время считался „заброшенным районом“, и пока таковым и остается», — подытожила собеседница.

Тоннель есть, проекта нет

По словам руководителя инициативной группы по защите транспортной инфраструктуры (ИГЗТИ) Виктора Орлова, названная накануне сумма в 57 млрд рублей — это даже очень много, поскольку один тоннель уже построили около 25 лет назад.

«Полагаю, стоимость включает подходы к электродепо. То есть тоннели примерно будут уходить за КАД к депо», — отметил эксперт.

Деньги на ветер: бесполезной станции метро в Кудрово нужно финансирование

О пешей доступности можно только мечтать

Если в Кудрово все-таки постоят станцию метро, то она будет находиться очень далеко от жилых районов. Глава ИГЗТИ Орлов указал на то, что идеальные места давно застроили, а основным вариантом сейчас можно считать угол улиц Строителей и Центральной недалеко от торгового комплекса «МЕГА Дыбенко».

«Это достаточно далеко для большинства жителей Кудрово, которым придется много идти пешком либо ехать на автобусе. Надо понимать, что многие жители не получат того, что ожидают, и в целом для многих расстояние будет сопоставимо с существующим до станции метро „Улица Дыбенко”», — пояснил Орлов.

По словам историка Графова, в соответствии с предпроектными решениями известно, что станция «Кудрово», как ожидается, будет строиться на глубоком заложении закрытым способом. Это будет в достаточной мере привычная пилонная (заложенная на большой глубине) станция, похожая по планировочным решениям на станции «Проспект Славы», «Волковская» или строящуюся «Горный институт».

Серьезной проблемой для строительства «Кудрово» являлось место размещения станции. Оно находится на территории Ленобласти. Длительное время власти двух регионов не могли понять, как разделить затраты.

Деньги на ветер: бесполезной станции метро в Кудрово нужно финансирование

«Учитывая дороговизну строительства такого сложного инженерного объекта, как метро, вкупе с не самыми высокими бюджетными возможностями бюджета Ленинградской области все надежды были на Петербург. С точки зрения целесообразности трат средств на стройку объекта на территории другого субъекта и социальной справедливости (в ситуации, когда на территории Петербурга остается немало районов, непокрытых или слабо покрытых сетью метрополитена) у горожан могут возникнуть вопросы [к Смольному]», — уточнил Графов.

По его словам, вопросы к городским властям могут появиться и у жителей Кудрово, поскольку дорогостоящая и крайне ожидаемая станция метро появится не внутри района, а на приличном отдалении — у «МЕГА Дыбенко». Таким образом, для большинства жителей Кудрово метро окажется вне зоны пешей доступности.

По словам руководителя ИГЗТИ Орлова, если исходить из удобства для жителей Кудрово, то однопутная трамвайная линия вокруг ряда кварталов принесла бы им больше пользы.

«Большинству в любом случае придется пользоваться автобусом и ехать до метро. В случае с трамваем проект можно было бы реализовать за полтора-два года, и люди рядом с домом могли бы садиться на стабильный транспорт до той же линии метро. При этом стоимость не превысила бы 10 млрд рублей», — отметил Орлов.

Деньги на ветер: бесполезной станции метро в Кудрово нужно финансирование

Нужны деньги

Появление станции в Кудрово упирается в финансовый вопрос, больше сложностей никаких нет. В Петербурге традиционно нет денег на строительство метро.

«Прогноз по строительству — не ранее 2026 года, если проект будет в приоритете с мощным финансированием. Возможно было бы сделать экономный и быстрый вариант в виде однопутной линии и подземной платформы для одного пути. По факту тоннель уже есть, необходимо лишь построить платформу для этого пути и наклонный ход. Поезда от Дыбенко в таком случае ездили бы до Кудрово через каждые два-три состава», — пояснил эксперт Орлов.

Проект строительства станции метро в Кудрово и нового электродепо должны были разработать еще в 2019 году. За год до этого комитет по госзаказу объявил тендер на эти работы, победителем которого стало ОАО «Ленметрогипротранс».

«Насколько я знаю, проекта нет! По АИП [адресная инвестиционная программа] от КРТИ проектно-изыскательские работы будут проходить с 2020 по 2024 год»,уточнил глава ИГЗТИ Орлов, добавив, что госэкспертиза на строительство метро достаточно долгая, и если в проект еще и внесут поправки, то это может растянуться еще на пару лет.

Деньги на ветер: бесполезной станции метро в Кудрово нужно финансирование

Станция не решит проблему пробок

По словам независимого автоэксперта Дмитрия Попова, если появление метро в Кудрово и освободит его от автомобильных пробок, то только частично. Жители этого района не будут пересаживаться на общественный транспорт.

«У нас там публика такая — все при машинах. Пробки создаются не автобусами и не маршрутками, которые на выезд стоят, а легковым транспортом. Построить метро — это идея хорошая, но полностью проблему пробок не решит. Проблему решило бы, если бы мы, допустим, Кудрово в обход проспекта Большевиков присоединили бы к Кольцевой автомобильной дороге. Это такая история, похожая на Шушары. От того, что мы построим метро в Шушарах (имеется в виду не та станция, что в промзоне, а в жилой застройке), просторнее на перекрестке Пушкинской улицы и Витебского проспекта, наверное, не станет. Такая же история здесь. Метро — только часть решения проблемы», — пояснил Попов.

Таким образом, как понятно из комментариев экспертов, появление станции в Кудрово не очень-то целесообразно. Если бы петербургский губернатор прислушивался к мнениям специалистов, то наверняка направил бы силы и деньги на районы, которые действительно нуждаются в развитии метро — юго-запад и северо-восток города. Однако, судя по всему, Александр Беглов сосредоточился на вопросе строительства находящегося в другом регионе объекта, который вряд ли решит проблемы жителей юго-востока мегаполиса и освободит Кудрово от пробок.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий