Проезд нерегулируемого пешеходного перехода

Содержание

Когда уступить дорогу пешеходу водитель должен, а когда – нет?

И что делать водителю, если он не согласен с обвинением в создании помехи пешеходу? В таких случаях одни суды привлекают водителей к ответственности, другие – нет. Недавние разъяснения МВД могут способствовать формированию однородной судебной практики, но они противоречат ПДД

Когда уступить дорогу пешеходу водитель должен, а когда – нет?

Что в ПДД сказано про нерегулируемые пешеходные переходы

Нерегулируемый пешеходный переход, согласно статистическим данным, чаще всего становится причиной аварий на дороге. Регулироваться такие отношения будут нормами законодательного значения. В 2018 году законодатель внёс некоторые коррективы в такие положения. На федеральном уровне закреплены правила дорожного движения, где даётся определение рассматриваемого перехода.

Проезд регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода

Учитывая разницу в скоростях, маневренности и физической защищенности водителей и пешеходов, последним Правилами дорожного движения в местах пешеходных переходов предоставляется преимущество в движении. Если для водителей невнимательность при пересечении такого участка проезжей части может закончиться штрафом и даже тюремным заключением, то пешеход может поплатиться жизнью. Существуют определенные правила перехода проезжей части пешеходами, и их нужно соблюдать. Также важно знать, в каких случаях водитель должен уступить дорогу пешеходу, разъяснения даются ГИБДД. Иначе будет штраф за непропуск пешехода на переходе.

Учитывая важность этого участка дороги, каждый водитель должен изучить правила проезда пешеходного наземного перехода. За нарушение правил движения транспортных средств в таких местах предусмотрен штраф в размере до 2,5 тыс. рублей. Также важно знать о парковке перед пешеходным переходом. О нюансах пересечения регулируемых и нерегулируемых переходов, а также о том, что делать водителю, если на дороге образовался затор за «зеброй», будет подробно рассказано в этой статье. Кроме того, важно знать правила для пешехода при пересечении проезжей части, и возможен ли разворот на любом пешеходном переходе.

Пункт 14.1 ПДД – пропуск пешехода на переходе

ПДД – 14.1

Из года в год сотрудники ГИБДД популяризируют среди автолюбителей принцип пункта 14.1 – как только пешеход вступил на проезжую часть дороги, нужно встать колом и ждать, пока тот закончит переход. Но с новыми ПДД, которые уже давно не новые по части правил пропуска пешеходов, вообще не требуют пропускать последних. Они требуют уступить им дорогу, а этот процесс подробно расписан в действующих на 2021 год Правилах. Но помните, что в любом случае в приоритете должна стоять безопасность самой уязвимой категории участников дорожного движения.

Проезд пешеходных переходов на перекрестках

Пешеходные переходы через проезжую часть дороги организовывают как на перекрестках, так и вне оных, но это касается непосредственно месторасположения перехода.

Правила проезда через них между собой не отличаются. Есть нюансы, но об этом чуть позднее.

Материал данной статьи посвящен проезду пешеходных переходов, расположенных на перекрестках.

Проезд пешеходных переходов, расположенных вне перекрестков, рассмотрен в одноименной статье Пешеходные переходы вне перекрестков.

Но в предисловие — сначала несколько слов о том, что такое пешеходный переход.

Как правильно переходить проезжую часть, где это запрещено

Все субъекты дорожного движения, кроме автомобилистов, обязаны соблюдать правила, определяющие случаи, когда можно переходить дорогу, а когда делать этого нельзя. Например, пешеход должен пересекать дорожное полотно в строго отведенных местах: на специальных переходах или на соответствующий сигнал светофора. Переходить дорогу вне пешеходного перехода запрещено. Нарушение ПДД (пешеходный переход) для пешеходов наказывается штрафом от 500 рублей. Кроме того, и для водителей предусмотрено наказание за перестроение на любом пешеходном переходе.

Пешеходные переходы вне перекрестков

В первой части темы проезда пешеходных переходов были рассмотрены следующие требования ПДД:

  • требования к пешеходам, в соответствии с которыми им разрешается пересекать проезжую часть на перекрестках;
  • требования к автомобилистам по проезду пешеходных переходов, расположенных по границам перекрестков.

На самом деле, разделять пешеходные переходы на перекрестках и переходы, расположенные вне перекрестков, неправильно.

Это связано с тем, что сам по себе пешеходный переход — это участок дороги, т.е. организованное место, выделенное для движения пешеходов через дорогу.

А уже, в каком месте на дороге этот участок (пешеходный переход) расположен, это другой вопрос, который относится, скорее, к теме безопасности проезда по пешеходному переходу.

Под безопасностью проезда следует понимать меры (наблюдение, снижение скорости и др.), способствующие безаварийному движению через пешеходный переход, а также принимаемые с целью избежать ДТП в этих обстоятельствах.

В данной публикации остановимся на нюансах движения через пешеходные переходы, расположенные на проезжей части вне перекрестков.

Подобные переходы организовывают для движения пешеходов через проезжую часть на протяженных участках дорог, между перекрестками.

В зависимости от сложности движения на конкретном участке, проезд через пешеходный переход может быть организован в следующих форматах:

  • проезд по пешеходному переходу может регулироваться светофором (регулируемый пешеходный переход);
  • проезд по пешеходному переходу может быть нерегулируемым (место перехода обозначено только знаками и (или) разметкой).

Ниже будут рассмотрены особенности проезда указанных пешеходных переходов (сокращенно ПП), расположенных вне перекрестка:

Что в новых правилах дорожного движения сказано про пешеходный переход

Участниками дорожного движения являются не только водители, но и пешеходы. В большинстве случаев они двигаются по разным участкам полотна: авто — по мостовой, а люди без транспортного средства — по тротуару. Но время от времени им приходится пересекаться. Для того чтобы максимально обезопасить такое пересечение, обустраивают пешеходные переходы. Чтобы переехать по ПДД пешеходный переход, водителю в первую очередь необходимо помнить, что приоритет на нём принадлежит именно пешеходам. Все остальные правила исходят из этой аксиомы.

Обязанности пешеходов по правила дорожного движения

Каждый житель населённого пункта, будь это город, посёлок или сельская местность, является пешеходом, а значит — участником дорожного движения. Даже при регулярной эксплуатации личного автомобиля, периодически возникают ситуации, когда человек покидает свой транспорт. Тогда он становится пешеходом, который должен соблюдать действующие ПДД. Эти правила знакомы с детства, но многими они забыты, а кто-то просто их игнорирует. Соблюдение элементарных правил движения на проезжей части может спасти жизнь и здоровье тысячи людей.

ПДД: водитель должен уступать дорогу пешеходам

В случае проезда нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода водитель должен соблюдать п. 13.1 и 14.1 ПДД. При повороте направо или налево он обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. При приближении к нерегулируемому пешеходному переходу водитель также обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути).

Уступить дорогу – это значит, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять, продолжать движение или осуществлять маневр, если это может вынудить тех, кто имеет по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость (п. 1.2 ПДД). То есть обязанность пропустить пешехода возникает тогда, когда он избрал направление для движения и это очевидно для водителя.

Если человек вступил на зебру, то водитель обязан его пропустить. В то же время пешеход не должен начинать переход, не убедившись в безопасности движения (п. 4.5 ПДД). Он может выходить на проезжую часть только после того, как оценит расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедится, что переход будет для него безопасен.

Разновидности переходов

Нерегулируемый пешеходный переход

ПДД рассматривает нерегулируемый пешеходный переход, равно как и регулируемый. Переход понимается законодателем как место на дороге, оснащённое специальной разметкой. В такой местности устанавливается звуковой сигнал и знаки, чтобы пешеходы имели возможность передвигаться по трассе в безопасных условиях. Зачастую на таких участках устанавливаются светофорные аппараты. Правые нормы указывают на то, что отсутствие на дорожном полотне рассматриваемых знаков говорит о невозможности пересекать проезжую часть в этом месте.

Перекрёсток также может являться местом расположения переходов. Такой пункт содержится в законодательных положениях. Расположен он может быть и на иных участках трассы. Как и в Европе закреплено, что ширина переходов должна быть равна такой разметке, как зебра. Если же указанный тип разметки отсутствует на дорожном полотне, автомобилист понимает, что перед ним переход благодаря установленным знакам. На таких табличках изображаются чёрными красками человек, который переходит по зебре. Знак имеет форму прямоугольника, он синего цвета. В нём выделен треугольник белой цветовой гаммы.

На практике выделяют несколько разновидностей переходов. Они устанавливаются с целью пропустить пешехода с одной стороны дороги на другую.

  • нерегулируемые такие пешеходные переходы;
  • регулируемые.

Каждая разновидность требует отдельного рассмотрения.

Регулируемый пешеходный переход

Что такое регулируемый пешеходный переход?

Регулируемый пешеходный переход — это участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу.

Такой переход обозначается знаками 5.19.1 и 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2, и оборудуется пешеходными светофорами (пункт 6.5 ПДД), работающими в режиме «красный-зеленый».

Пешеходные светофоры устанавливают в паре с транспортными (трехсекционными) светофорами, которые, в свою очередь, регулируют движение транспортных средств по проезжей части через данный пешеходный переход.

Транспортные светофоры работают в режиме «красный-желтый-зеленый».

Проезд по регулируемому пешеходному переходу аналогичен движению на регулируемом перекрестке.

Когда на пешеходном светофоре включен зеленый сигнал для перехода дороги, то у транспортных светофоров будет, соответственно, гореть красный сигнал, и наоборот.

При включении разрешающего сигнала транспортного светофора, автомобилистам необходимо дождаться, пока пешеходы закончат переход (пункт 14.3 ПДД), и только после этого разрешается начать движение.

Пешеходный переход со светофором

Если вы подъезжаете к переходу в момент, когда для вас уже включился или вот-вот включится зеленый сигнал, и ваш путь свободен, но вы видите, что перед переходом (перед зеброй) на соседней полосе продолжает стоять какой-нибудь автомобиль (транспортное средство), не следует спешить, так сказать, с хода проехать через пешеходный переход.

Целесообразно сбавить скорость и быть внимательным. Вполне возможно, что тот водитель пропускает идущего пешехода, который вам пока еще не виден.

Официальная трактовка на 2021 год

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Что считается пешеходным переходом

Пешеходный переход

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения наземный пешеходный переход — это участок дороги, выделенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2. Только при наличии этих знаков и разметки пешеходы обладают преимуществом в движении.

Пешеходам следует знать не только о знаках и разметке, которые устанавливаются в местах, где разрешается переходить дорогу, но и о ширине пешеходного перехода. Немного сложнее определить этот параметр, когда вдоль дороги установлены только знаки.

Ширина определяется расстоянием между знаками, расположенными на противоположных сторонах дороги. Границу парковки и исчисление расстояния в 5 метров следует производить от знака, при его отсутствии — от разметки.

Последнее изменение

Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан “пропустить” пешехода, ныне же есть обязанность “уступить дорогу”, а в чём разница, Вы поймёте ниже.

Изменение в пункте 14.1 Правил
Было Новая редакция
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов , переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам , переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Нерегулируемый пешеходный переход

Что такое нерегулируемый пешеходный переход?

Нерегулируемый пешеходный переход — это участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу, обозначенный только лишь знаками 5.19.1 и 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2.

Светофоры на таком переходе либо отсутствуют совсем, либо они не работают (выключены).

Если же пешеходный переход оборудован светофорами, но они не работают (не горят огни), либо работают в режиме желтого мигающего сигнала, то переход также считается нерегулируемым.

В соответствии с пунктом 14.1 ПДД: (цитата) «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода».

Требование «уступить дорогу пешеходу» не всегда означает, что необходимо остановиться. Правила допускают, что можно снизить скорость, для того, чтобы пешеход успел пройти через дорогу, после чего можно продолжить движение через переход.

Основное условие при проезде по нерегулируемому пешеходному переходу — чтобы не было создано помех движению пешехода.

В соответствии с пунктом 4.5 Правил, на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Безопасным является такое удаление транспортного средства, при котором его водитель, не прибегая к экстренному торможению, подъедет к месту перехода уже после того, как пешеход перейдет проезжую часть.

Но как происходит на самом деле? Глазомер у всех людей разный, поэтому правильно определить расстояние до автомобиля и его скорость удается немногим.

Часто пешеходы полагаются на водителей в том смысле, что те их видят, и сумеют пропустить в случае чего. Или же остановятся, чтобы дать возможность пешеходу перейти дорогу, они, ведь, «обязаны! уступить».

Водители, в свою очередь, полагаются на пешеходов, думая, что у тех хватит ума не лезть под колеса. Подобные предположения разных сторон нередко приводят к непониманию друг друга.

Как в этих условиях вам, как водителю проехать пешеходный переход без «последствий», а пешеходу пройти через переход невредимым?

Что запрещено на пешеходном переходе

На пешеходных переходах запрещается:

  • обгон (с 29 ноября 2014г. обгон запрещен вне зависимости от наличия пешеходов на переходе) – пункт 11.4;
  • остановка и стоянка на самом пешеходном переходе и ближе 5м перед ним – пункты 12.4 и 12.5;
  • разворот – пункт 8.11;
  • движение задним ходом – пункт 8.12;

Теперь рассмотрим, как ПДД предписывают водителям проезжать пешеходные переходы на перекрестках.

Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?

Основным аргументом в защиту водителя является отсутствие доказательств вины. Если говорить коротко, то рассуждения могут быть такими: раз нет видеозаписи и объяснений пешехода, которому помешали перейти дорогу, чем доказана вина?

При несогласии водителя с совершением правонарушения составляются протокол и постановление. Последним документом он и привлекается к административной ответственности, так как им устанавливается его вина. При составлении протокола водителю разъясняются его права, и ими нужно обязательно воспользоваться.

  • Укажите в протоколе, в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении», что с правонарушением не согласны, его вы не совершали.
  • Напишите объяснения в протоколе или на отдельном листе бумаги. Обязательно укажите в постановлении, что к нему прилагаются объяснения. Здесь не нужно писать, что пешеход появился внезапно, был не виден и т.п. Таких формулировок следует избегать. Человек либо был на проезжей части, либо не был. Поэтому в объяснениях можно указать, что пешехода вы видели, как и он вас, однако ваши действия не вынудили его изменить скорость и направление движения.
  • Если пешеход остался на месте, попросите его сообщить вам его контактные данные. Это позволит допросить пешехода в суде при рассмотрении вашей жалобы на постановление. Лучше, если явку в суд пешехода обеспечите вы.
  • Если допустить совсем уж экстремальный случай: снимите пешехода на камеру своего телефона. Пусть он скажет, что вы не помешали ему перейти дорогу. Такую запись можно использовать при обжаловании постановления инспектора.
  • Обязательно сохраните видеозапись с регистратора. Она может быть представлена суду и использована в качестве доказательства защиты.

Правила перехода перекрестка без системы регуляции

Таковым считается перекресток, на котором отсутствуют светофоры. Переходить такую зону можно только после тщательной оценки количества автомобилей и их скоростного режима. Только убедившись в том, что в течение нескольких секунд или минут перекресток будет полностью безопасным, пешеход может перейти его.

Правила движения запрещают пересекать перекресток, выходя из-за любых препятствий: припаркованных автомобилей, автобусов, рекламных столбов и других объектов, загораживающих обзор.

Важно! Аварии с участием пешеходов чаще всего происходят на перекрестках без регуляции, и, как правило, в таких случаях виноваты сами люди, не знающие простых правил перехода. Кроме этого, пешеход получает не только телесный, но и финансовый ущерб, поскольку ремонт пострадавшего по его вине автомобиля он будет оплачивать за свой счет.

Рекомендация водителям на нерегулируемом ПП

Если Правила требуют уступить дорогу пешеходу, значит нужно недвусмысленно уступить, вплоть до остановки автомобиля.

Остановиться нужно так, чтобы не заехать на «зебру», чтобы пешеходу было понятно, что его пропускают на переходе.

Любой водитель, выходя из машины, становится пешеходом, и ему понятны жесты других водителей. Но далеко не всякий пешеход – водитель, к тому же многие пешеходы не знают Правил вообще.

Если вы подъезжаете к пешеходному переходу или остановке и видите стоящий или остановившийся возле них транспорт, то сразу обязаны предположить, что из-за него могут появиться люди и надо принимать меры по снижению скорости.

Под фразой «меры по снижению скорости» следует понимать не просто замедление автомобиля. Нужно постараться это сделать так, чтобы ваше торможение или остановка не стали неожиданными для едущих сзади вас.

Для этого можно на педаль тормоза надавить чуть раньше, чтобы загорелись ваши стоп-сигналы.

Одна из похожих ситуаций, точнее, к чему привела неожиданная остановка автомобиля, рассмотрена в статье Авария на пешеходном переходе.

Дорогу по переходу переходит пешеход

Обязанности

Правила и требования ПДД действуют в отношении всех возрастных категорий и обоих полов, независимо от статуса, социального положения и состояния здоровья. Пешеходы имеют обширный перечень обязанностей.

Среди них выделяют следующие требования:

  • не останавливаться посреди пути без весомой причины и необходимости, не вводить водителей в состояние замешательства неопределёнными, хаотичными действиями;
  • двигаться по дороге, только удостоверившись, что опасности нет и дистанции до движущихся транспортных средств предостаточно, чтобы успеть сделать переход;
  • пересекать дорогу без разметки, только если она хорошо видна во всех направлениях;
  • переходить только лишь в строго обозначенных местах, не стремиться сократить путь через необорудованный участок;
  • не пересекать дорогу в диагональном направлении;
  • всегда обращаться особое внимание на жесты автоинспектора-регулировщика и светофора;
  • не приводить в замешательство участников движения, избегать создания препятствий и аварийных ситуаций;
  • в ночное и вечернее время носить светоотражающие предметы — за пределами города или посёлка это обязательное условие.

Если движется транспорт с сигнальными знаками, необходимо как можно скорее уйти с проезжей части и вернуться на безопасную территорию.

Куда и как жаловаться?

Постановление по делу об административном правонарушении можно обжаловать либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) – например, в ОБДПС ГИБДД УМВД России по городу (району, округу), либо в районный суд по месту нахождения этого органа.

Орган (вышестоящее должностное лицо), в адрес которого жалобу можно направить почтой, указывается в постановлении. Его копия вручается водителю под роспись.

В жалобе укажите на отсутствие в деле об административном правонарушении доказательств вашей вины. Формулировки, подходящие под конкретный случай, можно позаимствовать из текстов судебных актов, доступных по ссылкам ниже. К жалобе следует приложить сделанную вами копию постановления, а также дополнительные материалы при их наличии – видеозапись, фотографии.

Важно не пропустить срок на подачу жалобы – 10 суток с момента получения копии постановления. При этом первым считается день, следующий за днем составления постановления.

Правила перехода регулируемого перекрестка

Регулируемым перекрестком называется часть автомобильной дороги, движение на которой регулируется пешеходным, транспортным светофорами или регулировщиком. Пересекать такие территории полагается исключительно по сигналам светофора или регулировщика. При их отсутствии пешеход должен руководствоваться требованиями дорожной разметки.

Правила перехода регулируемого перекрестка

Главная задача пешехода на проезжей части (трамвайном пути) заключается в том, чтобы как можно быстрее ее (его) покинуть. В связи с этим правила запрещают задерживаться или останавливаться на дороге. Участники дорожного движения, которые не успели пересечь проезжую часть, обязаны остановиться на островке безопасности или разделительной полосе. Если указанные средства безопасности отсутствуют, пешеход обязан завершить переход, а автомобилисты, в свою очередь, должны позволить ему это сделать.

При приближении специализированных транспортных средств (машины скорой помощи, полицейского автомобиля и т. п.) пешеходы, не начавшие переход, обязаны воздержаться от него. Что же касается субъектов, уже находящихся на проезжей части в этот момент, они обязаны как можно быстрее пересечь мостовую.

Заключение

  1. Согласно новой редакции автолюбитель обязан следить за дорожной обстановкой и уступать пешеходам на регулируемых переходах и зебрах.
  2. Стоит помнить, что в случае ДТП на участке, не оборудованном зебрами и светофорами, автомобилист также может быть призван к ответственности.
  3. Штраф за данное нарушение доходит до 2500 рублей.
  4. Правила обязывают соблюдать закон не только автомобилиста, но и пешего участника движения.
  5. Последний может быть оштрафован на 500 рублей.

Какой штраф за нарушение 14.1?

Он составляет вилку сумм от 1500 до 2500 рублей на усмотрение инспектора и предусмотрен статьёй 12.18 КоАП. Если непропуск пешехода был зафиксирован на камеру автофиксации, то, скорее всего, будет назначена максимальная планка штрафа.

Штраф за непропуск пешехода можно оплатить со скидкой 50 процентов в первые 20 дней от дня вынесения постановления (не путать с днём вступления в силу).

Ограничения на манёвры

ПДД сильно ограничивают возможность манёвра для авто, если оно оказалось на пешеходном переходе.

Здесь запрещено всё из нижеследующего перечня:

  1. Сдавать назад.
  2. Разворачиваться.
  3. Обгонять другие машины.
  4. Стоянка.
  5. Временная остановка.

Выполнение любого из этих манёвров будет расцениваться как создание препятствий для участников дорожного движения. Нарушителю грозит административное взыскание в виде штрафа.

Действовать по правилам

ПерекрестокПешеходам полагается переходить проезжую часть в строго обозначенных правилами местах. Если поблизости нет оборудованного перехода, перейти можно и на перекрёстке. В случаях, когда он отсутствует, то дорогу разрешается пересекать под прямым углом, где нет разделительных линий и физических препятствий.

Регулируемым считается тот, где движение осуществляется согласно знакам регулировщика либо сигналам светофора. Если техника не функционирует, мигает только один жёлтый, то тогда этот участок переходит в категорию нерегулируемого.

Нередко, для удобства граждан устанавливают двуцветные светофоры с изображением идущего человечка.

Когда включается зелёный, перемещение по проезжей части разрешено. Но заблаговременно необходимо убедиться, что весь транспорт завершил свой манёвр, нужно. На красный переходить дорогу категорически запрещается.

Если аппарат сломан, мигает жёлтым, тогда надо ориентироваться по имеющемуся его аналогу для водителей.

Когда движение контролирует инспектор ГИБДД, нужно следовать жестам регулировщика:

  • правая рука автоинспектора находится в вытянутом положении и смотрит вперёд – пешеходы со стороны спины сотрудника ГИБДД могут переходить дорогу;
  • две руки смотрят в разные стороны в вытянутом положении – можно двигаться по проезжей части как с передней стороны, так и с задней по отношению к стоящему инспектору;
  • правая рука поднята – пешеходное движение запрещено с любой из сторон.

Вследствие незнания многими значений жестов регулировщика, инспектор по своему усмотрению может пользоваться более понятными жестами, например, взмахом руки в том направлении, где движение разрешается.

А также стоит помнить, что лучше пропустить транспортное средство, которое не собирается притормаживать, даже если у пешехода преимущество и ему разрешено идти. Это сохранит его личное здоровье и жизнь.

Что происходит в судах?

Для привлечения водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ («Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения») прежде пешеход инспектору был не нужен. Однако в упомянутом выше письме МВД сотрудникам ГАИ рекомендовано вести видеозапись правонарушения и получить объяснения от пешехода, поэтому ситуация может измениться. Случится ли это – покажет судебная практика. Пока же о единстве ее говорить не приходится. Ниже рассмотрим судебные решения, которые водители смогут использовать при своей защите.

Водитель указал, что пешехода не было на пешеходном переходе. Его слова подтверждала запись с видеорегистратора: человек неожиданно вышел из-за машины, припаркованной под углом к проезжей части в непосредственной близости от пешеходного перехода. Суд установил вину пешехода, к ответственности водитель не привлечен (

При этом в деле нет видеозаписи, нет объяснений пешехода. Вина установлена только на основании протокола, постановления и объяснений водителя, согласно которым он вину не признал. Водитель привлечен к ответственности (

На основании видеозаписи суд установил, что женщина, приблизившись к нерегулируемому пешеходному переходу, не замедлила свой ход, несмотря на приближавшийся автомобиль, и продолжила движение, нарушив требования п. 4.5 ПДД. Кроме того, суд указал, что водитель не должен прибегать к резкому торможению в условиях гололеда. Водитель не привлечен к ответственности (

Суд указал, что водитель при приближении к нерегулируемому пешеходному переходу обязан предоставить преимущество в движении пешеходам, переходящим дорогу, которая включает в себя обочины, тротуары, разделительные полосы, т.е. и тем пешеходам, которые еще не вышли на проезжую часть, но для которых приближающийся автомобиль создает помеху. Водитель привлечен к ответственности (

Таким образом, для привлечения водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ доказательства совершения им правонарушения должны быть достаточными. А с учетом рекомендаций МВД в числе таких доказательств должны быть видеозапись и объяснения пешехода.

Судебная практика

  • Алтайский краевой суд удовлетворил жалобу водителя на постановление инспектора ДПС о том, что он не создавал помех пешеходу на дороге, инспектором не был составлен протокол, несмотря на оспаривание нарушения пункта 14.1, а также не был опрошен свидетель. В обоснование своей правоты водитель предоставил видеозапись. Суд учёл, что водитель выполнил требование уступить дорогу пешеходу, хотя оба пересекали проезжую часть по переходу одновременно.
  • А вот другой суд оставил без изменения штраф сотрудника ГИБДД, несмотря на те же доводы водителя.

Жесты регулировщика для пешеходов

Сигналы регулировщика регламентированы в п. 6.10 Правил дорожного движения. Перед тем как приступить к их описанию, напомним, что пешеход, пересекающий проезжую часть, может находиться на ней в двух положениях: переходить часть дороги, которая уходит влево от него, и пересекать часть, которая уходит вправо.

Для каждого из этих положений существуют специальные жесты регулировщика:

  • обе руки регулировщика вытянуты в разные стороны (переход разрешен со стороны спины и груди регулировщика);
  • регулировщик стоит спиной к пешеходу, и его правая рука направлена вперед.

Если руки регулировщика вытянуты в стороны, человек имеет право пересечь дорогу, расположенную с левой стороны. При этом двигаться он будет наперерез едущим автомобилям, которые обязаны его пропустить. Если регулировщик стоит к пешеходу спиной и его правая рука направлена вперед, переход проезжей части вправо запрещен.

Существует жест, который запрещает любое движение на проезжей части — рука, поднятая вверх. Этому жесту в равной степени обязаны подчиниться автомобилисты и пешеходы.

Важно! Большинство людей, переходящих дорогу, не разбираются в специализированных жестах. Поэтому часто регулировщики на перекрестках применяют неспециализированные сигналы, понятные на бытовом уровне. Например, разрешение перейти дорогу может выражаться в обычном взмахе руки в том направлении, в котором люди планируют переход.

Отметим, что пересечение мостовой на несоответствующий жест регулировщика является административным правонарушением и наказывается штрафом. При этом неосведомленность человека не является смягчающим обстоятельством.

Штрафы для водителей за пешехода

Штрафы за нарушение правил проезда пешеходных переходов повышаются постоянно. Применение увеличенных финансовых санкций к водителям позволило существенно снизить количество жертв на дорогах.

В 2020 году штраф за непропуск пешехода составляет от 1,5 до 2,5 тыс. рублей. Эти суммы указаны в 12.18 КоАП РФ.

Год Размер штрафа
2014 1,5 тыс. р.
2020 1,5–2,5 тыс. р.

При наличии существенного диапазона в сумме штрафа инспектор ГИБДД может выбрать конкретный размер наказания за непропуск пешехода. Отягощающим обстоятельством являются наличие подобных нарушений в прошлом. Если водитель не раскаивается в содеянном, это обстоятельство тоже послужит причиной назначения максимального штрафа. В противном случае, когда нарушение правил не могло привести к серьезной аварии и автолюбитель признал свою вину, назначается наказание в размере 1,5 тыс. рублей.

Если машина остановилась

Не всякая остановка автомобиля на «зебре» является преднамеренной. Вынужденную остановку КоАП не считает нарушением Правил дорожного движения. И в таком случае водителю не грозит наказание.

Но для того чтобы не возникло проблем с Госавтоинспекцией, желательно, в том случае, если машина заглохла именно на переходе, сделать следующее:

  • включить аварийную сигнализацию;
  • попытаться завести авто;
  • если ничего не происходит — откатить от пешехода вручную;
  • выставить знак аварийной остановки;
  • вызвать помощь.

Машина на "зебре"Использование аварийной сигнализации и знака аварийной остановки демонстрируют другим участникам движения, что остановка этого транспортного средства произошла не по собственному решению его владельца.

Вместе с тем даже в случае, когда авто глохнет, оно не должно долго находиться на «зебре» и мешать пешеходам переходить на другую сторону.

Особенности выезда на переход при заторе

Выезд на переход при заторе

При наличии наземного участка пересечения проезжей части следует проявлять осторожность, чтобы во время следующей остановки потока автомобиль не преградил путь пешеходам. Это правило имеет одинаковую силу как для регулируемых, так и для пешеходных переходов, движение по которым не регулируется с помощью светофора.

Если же водитель был вынужден остановиться на «зебре» или в зоне действия знаков 5.19.1, 5.19.2, сдавать назад нельзя. Движение задним ходом на пешеходных переходах запрещено (пункт 8.12 ПДД).

Остановка на пешеходном переходе влечет административное наказание (ст. 12.19 часть 3 КоАП). Денежный штраф за этот вид нарушения ПДД составит 1 тыс. рублей. Если автолюбитель остановится на «зебре» в крупных городах, например в Москве или Санкт-Петербурге, ему будет грозить штраф до 3 тыс. рублей.

Если за переходом пробка

Действующие Правила проезда автомобилем пешеходного перехода созданы для того, чтобы максимально избежать ситуации, когда пешеход не может перейти с одной на другую сторону улицы в установленном для этого месте.

Поэтому Правила трактуют в качестве нарушения любую ситуацию, создающую потенциальные проблемы на этом участке, даже если водитель считает, что совершённая им остановка, вынужденная. Речь в том числе, о случаях возникновения заторов непосредственно за «зеброй» или знаком перехода.

Действующая редакция ПДД требует от водителя, если за пешеходным переходом обнаружилась пробка, позаботиться о своей остановке ещё до того момента, как он выедет на разметку.

С точки зрения создателей Правил, если он этого не сделает, то:

  • создаст препятствия для пешеходов;
  • ограничит обзор других водителей.

Но дорожная обстановка такова, что люди, переходящие дорогу или лица, пересекающие её на велосипеде, не смогут этого сделать по Правилам, а следующие автомобили не увидят перехода.

Вопросы читателей

Напротив нашего дома автодорога с очень интенсивным движением. Переходить ее в часы пик не только опасно, но и просто невозможно из-за того, что машины идут сплошным потоком. Ближайший светофор находится в трехстах метрах от того места, где жильцы дома переходят эту дорогу. Можно ли нам установить на этом участке светофор или обозначить переход? Если да, то куда обращаться и что делать?

Ответ: Да, вы можете требовать установки пешеходного перехода или светофора на рассмотренном участке. Для этого необходимо написать заявление в местное подразделение дорожной полиции. К нему прилагаются копии паспортов обратившихся лиц и фотографии участка дороги с указанием координат на местности. ГИБДД будет рассматривать обращение в течение 10 рабочих дней. После чего вы получите ответ. При положительном исходе уполномоченный орган разъяснит порядок своих дальнейших действий и срок установки светофора или перехода. Если ответ будет отрицательный, то заявители имеют право обжаловать его в прокуратуре или суде.

Пешеходы на инвалидных колясках и переносящие грузы

Людям с неполноценными физическими возможностями, которые перемещаются на инвалидных средствах передвижения без двигателя, а также людям, перевозящим большие предметы на двухколёсном транспорте или несущим габаритные предметы, вещи в руках, разрешается двигаться по краю дороги.

Это не обязательное требование, а лишь альтернативный вариант для разгрузки затруднённого движения по тротуару. Но при желании как инвалиды, так и люди с габаритным грузом могут перемещаться по территории тротуара. Это не является нарушением.

Трамвайные пути и пешеходный переход

Для некоторых водителей неясным остаётся вопрос о том, являются ли трамвайные пути частью пешеходного перехода в том случае, если проходят по участку дороги, где нанесена соответствующая разметка, но на них самих её нет.

Трамвайные пути и пешеходный переходКак гласят Правила дорожного движения, даже если на трамвайных путях не нарисована «зебра», надо считать, что она там есть. Надо предполагать её и в местах расположения дорожных знаков. Такие пути являются полноценной частью регулируемого или нерегулируемого пешеходного перехода. Считается, что разметка на них нанесена, даже если физически её нет.

Как сам трамвай, так и автомобилисты, по каким-то причинам двигающиеся по рельсам, должны останавливаться, если рядом с таким переходом окажется человек. К данной ситуации применимы все те нормы, которые описаны выше.

Передвижение пешехода по дороге в темноте

Установлены определённые требования касательно перемещения по проезжей части при плохой видимости, а также вечером и ночью. Под тёмным временем суток подразумевается время от вечерних сумерек до утренних. Недостаточной видимостью обозначают обзор проезжей части на дистанции менее 300 метров во время дождя, сумерек, тумана и т. п.

При вышеуказанных условиях погоды и времени в населённых пунктах пешеходам рекомендуют запастись светоотражающими предметами либо одеждой. Можно купить специальные жилеты, которые используют рабочие на дорогах. Стоят они дёшево, до 500 рублей.

Если пешеход находится за пределами города или посёлка, то тогда он обязан выполнять это требование, чтобы водители могли заметить пешехода и пропустить его. Нередко светоотражающая одежда и предметы предотвращают несчастные случаи.

Если возникла ситуация, когда при себе нет светоотражающих элементов, можно воспользоваться фонариком или свечением телефона, чтобы быть заметным водителям.

Преимущества пешеходов на дороге

Пешеходы наделены определёнными обязанностями и правами, которые периодически дают им некоторое преимущество:

  1. Пешеход имеет преимущество над водителем на нерегулируемом переходе.
  2. Независимо от того, начал ли пешеход своё движение или почти прошёл переход, водителю необходимо остановиться до полной остановки и подождать, пока он закончит свой путь.
  3. Пешеход может изменить направление своего движения посередине дороги, поэтому водителю нужно точно удостовериться, что пешеход закончил своё движение и не собирается идти в обратную сторону или прекратить движение на полпути.
  4. Если человек идёт по тротуару вблизи перехода, водитель не обязан останавливать своё движение.

А также в разделе №14 расписаны действия водителя перед регулируемым переходом, когда для водителя уже горит зелёный свет, а пешеход ещё не перешёл проезжую часть. Здесь водителю нужно дождаться того, когда пешеход закончит свой путь и только после этого возобновлять движение.

Перемещаясь по крайней линии дороги, пешеходы должны двигаться навстречу транспортному потоку (левая сторона). Если там же передвигаются люди с неполноценными физическими возможностями в колясках для инвалидов и те, кто ведут возле себя скутер, мотоцикл и другой двухколёсный транспорт, движение организовывается по ходу транспортного потока (правая сторона).

Движение организованных пеших колонн по дороге

Движение организованных пеших колонн по дорогеПеремещение пешей колонны разрешено по краю дороги при условии, что строго соблюдаются все требования:

  1. Участники колонны должны перемещаться только по течению движущегося потока, с правой стороны. Один ряд должен состоять из 4 и менее людей. В начале и в конце колонны, слева, обязательно присутствуют сопровождающие люди, несущие красные флажки, необходимые для уведомления водителей о движущейся колонне.
  2. Если колонна идёт в условиях плохой погоды, вечером или ночью, колонну должен освещать яркий фонарь белого или лунного цвета спереди, в конце – красного цвета.

Детским колоннам нельзя передвигаться по дороге, они могут идти только по тротуарам или пешеходным дорожкам утром и днём, и в присутствии совершеннолетних людей.

Ответственность пешеходов за нарушение ПДД

Пешеходы зачастую лично несут ответственность за случившееся происшествие в процессе пересечения проезжей части. Далеко не всегда действия пешехода признают правомерными. По этой причине повышенная внимательность и ответственность на дорогах может сохранить личный бюджет, а главное, жизнь и здоровье.

Ответственность в виде административного штрафа или предупреждения накладывается в том случае, если неправомерные действия:

  • не привели к причинению ущерба здоровью и созданию препятствий транспортному потоку;
  • привели к сбою нормального движения транспорта;
  • привели к причинению вреда здоровью небольшой тяжести потерпевшего.

Гражданская ответственность означает то, что виновник должен восполнить причинённый ущерб имуществу, здоровью, моральному состоянию потерпевшего.

Уголовная ответственность наступает, если неправомерные действия привели к следующим последствиям:

  1. Серьёзный ущерб здоровью. Виновника могут ограничить в свободе (3 года и менее), обязать к принудительным работам (2 года и менее), арестовать (4 месяца и менее), лишить свободы (2 года и менее).
  2. Смерть потерпевшего. В этой ситуации могут ограничить свободу виновника (4 года и менее), привлечь к принудительной работе (4 года и менее), лишить свободы (4 года и менее).

Смерть двух и более лиц также входит в этот перечень. Этот случай подразумевает привлечение к принудительным работам (5 лет и менее) или лишение свободы (7 лет и менее).

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий