Проверка газового баллона автомобиля

Содержание

Техническое освидетельствование автомобильных газовых баллонов

освидетельствование баллонов гбо

После того, как владелец переоборудует свой автомобиль на газобалонное обрудование, появляется ряд обязательств, в числе которых – регистрация газобаллонного оборудования (ГБО) в ГИБДД. Также будет необходимо пройти техосмотр, периодически менять фильтры, сливать конденсат, следить за техническим состоянием установленного дополнительно оборудования. Кроме этого в назначенные сроки надо будет производить освидетельствование баллона ГБО, что это, зачем нужно и как часто следует выполнять такую процедуру мы и поговорим сегодня.

Переосвидетельствование автомобильных газовых баллонов и проверка газобаллонного оборудования

С 1 января 2015 года в России вступил в силу новый Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Согласно пункту 9.8.3 ТР ТС 018/2011, ГБО на автомобилях должно подвергаться проверке и испытаниям с той же периодичностью, с которой проводится освидетельствование газовых баллонов.

Поверка ГБО

Плановая регулярная поверка ГБО автомобиля выполняется для подтверждения того, что систему можно использовать без риска возгорания. Баллоны, в которых содержится запас топлива, должны регулярно проходить освидетельствование в сертифицированных организациях с получением документов. Подтверждающих их исправность.

Проводится проверка ГБО на авто по стандартной процедуре. Баллоны осматривают для выявления дефектов, а затем подвергают гидравлическим испытаниям и опрессовке под высоким давлением. Только при успешном прохождении всех этапов поверки резервуар признают пригодным к использованию.

Выберите интересующий Вас тип услуги и оформите заявку

Нормативная база как основа для санкций

Штраф за ГБО, не прошедшее процедуру оформления, а также за систему, элементы которой не были должным образом поверены, налагается на основании нескольких нормативных документов:

  • В первую очередь сотрудники ДПС ГИБДД ссылаются на КоАП (статья 12.5.), где прямо запрещается управление машиной при условиях, не допускающих эксплуатацию ТС.
  • Список требований к состоянию узлов и агрегатов автомобиля приводится в ГОСТ Р 51709-2001 (п. 7.14 включает требования к освидетельствованию резервуаров для газообразного топлива, а п. 7.18 запрещает внесение изменений без оформления их в надзорных органах).
  • Также в перечень нормативных документов включают регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011, содержащий требования к безопасной конструкции автотранспорта.

штраф за ГБО

Сумма штрафа за любые нарушения, касающиеся неисправностей ГБО или отсутствия подтверждающих документов, составляет 500 рублей (согласно уже упомянутой выше статье 12.5 ч.1 КоАП). Но обычно сотрудники ДПС одновременно с оформлением штрафа выписывают запрет на эксплуатацию ТС до оформления всех изменений в конструкции согласно закону. Если после этого ГБО не будет зарегистрировано и поварено, то следующая проверка автомобиля сотрудниками ГИБДД завершится отправкой на штрафную стоянку. Кроме того, не исключен арест автовладельца на срок до 15 суток.

Для организаций штраф за незарегистрированное ГБО будут более строгими. Если будет доказано, что предприниматель или юридическое лицо эксплуатировали автомобиль с ГБО без регистрации, то сумма штрафа составит от 5 до 1900 тысяч рублей. После выплаты владельца обязуют либо демонтировать оборудование, либо пройти регистрацию, узаконив газобаллонную установку.

Цена на проверку ГБО авто

Стоимость поверки зависит от нескольких факторов:

  • Объем баллонов
  • Марка/модель автомобиля
  • Способ и место крепления баллонов на автомобиле

Оставьте ваш номер телефона и наш менеджер перезвонит вам для уточнения стоимости работ. Заказать звонок

Если на вашей машине установлено ГБО — поверка баллонов должна выполняться регулярно.
В нашей компании цены на такую услугу, как поверка баллонов ГБО, вполне доступны. При этом избежать расходов на проверку герметичности все равно не удастся, потому что непроверенный баллон для метана или пропан-бутана использовать нельзя.

Сроки эксплуатации и поверки ГБО баллонов

На каждую емкость заводом изготовителем предоставляется паспорт, в котором кроме параметров, указывается срок эксплуатации, периодичность, дата очередной проверки газовых сосудов.

Периодичность переаттестации сосудов следующая (регулируется приложением №4 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности утверждёнными приказом Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014 г.):

  1. Сосуды стальные для СНГ (сжиженный нефтяной газ пропан-бутан) необходимо проверять один раз в 2 года. Не зависимо от вида емкости (тороидальная или цилиндрическая).
  2. Метановые баллоны КПГ (компримированный природный газ) проверяются с периодичностью:
  • из углеродистой стали — 3 года;
  • из легированных сталей — 5 лет;
  • изготовленные из металлокомпозитных материалов, в том числе с алюминиевым лейнером — 3 года;
  • состоящие из неметаллического материала (углепластик) — 2 года.

Срок службы баллонов определяет изготовитель, как правило, он составляет:

  1. Пропановые – 10 лет;
  2. Метановые – от 15 до 20 лет, в зависимости от материала изготовления.

Если информация завода отсутствует, согласно пункту 485 «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», срок службы ёмкости устанавливается 20 лет.

В чем заключается техническое освидетельствование автомобильных баллонов

Данное мероприятие представляет собой ряд процедур, позволяющих оценить техническое состояние баллона. После проверки эксперт даст заключение о том, можно ли дальше эксплуатировать резервуар для газа или нет. Если баллон пригоден, об этом делаются пометки в предусмотренном законом документе. В зависимости от степени серьезности обнаруженных дефектов, баллон либо выбраковывается вовсе, либо предписывается его ремонтировать.

Причинами выбраковки является наличие:

  • трещин в сварных швах и на поверхности емкости;
  • механических деформаций баллона;
  • следов коррозии, царапин и потертостей на лакокрасочном покрытии корпуса баллона если их глубина 10% и более от толщины стенок корпуса.

Баллон ГБО

Периодичность освидетельствования баллонов ГБО

  • Пропан-бутановые баллоны подлежат освидетельствованию раз в 2 года,
  • метановые из легированной стали – раз в 5 лет,
  • метановые из углеродистой стали – раз в 3 года,
  • в том случае, когда объем баллона более 100 л, освидетельствование производится в сроки, указанные в его техпаспорте.

Помимо плановых освидетельствований баллоны ГБО подлежат проверке при обнаружении:

  1. неисправностей в ходе эксплуатации;
  2. нарушений герметичности сварных швов и запорной арматуры;
  3. повреждений более 10 % обшей площади лакокрасочного покрытия корпуса.

Периодичность выполнения проверки

Освидетельствование газовых баллонов должно осуществляться с определённой периодичностью, которая зависит от состава наполнителя. Согласно действующего законодательства предусмотрены такие сроки для проведения процедуры:

  • для пропан-бутановых баллонов – 1 раз в 2 года;
  • для метановых, выполненных из углеродистых сплавов – 1 раз в 3 года;
  • для метановых, выполненных из легированных сплавов – 1 раз в 5 лет.

Если же баллон ГБО имеет объём более 100 л, то его проверка должна производиться с учётом рекомендаций, указанных в его технических документах. Также кроме запланированного техническое освидетельствование баллонов внепланово может потребоваться в случае:

  1. Обнаружения неполадок в работе установки в процессе эксплуатации;
  2. Разгерметизации сварных швов, а также запорной арматуры;
  3. Заметного повреждения целостности лакокрасочного покрытия агрегата.

Для газового баллона ГБО предусмотрен определённый срок эксплуатации, который зависит от материала, из которого они изготавливается. Так, срок службы баллона ГБО пропанового рассчитан на 10 лет, метанового – от 15 до 20 лет. Данная информация в обязательном порядке содержится в паспорте, которым предприятие-изготовитель укомплектовывает каждую установку.

Требования техники безопасности на газовых заправках

Из-за высокого давления газомоторного топлива, наполнение баллонов происходит с соблюдением дополнительных мер предосторожности. Поэтому процесс заправки, а также применяемое для этого оборудование, отличаются от привычной бензиновой или дизельной схемы.

Работа газовых станций регулируется рядом нормативных документов. Общие требования по безопасной эксплуатации для АГНКС и АГЗС регламентирует Приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2014 года №559 «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», где пункты 110-113 гласят:

  1. не допускается въезд на территорию автозаправочной станции автомобилей, с неисправным газобаллонным оборудованием
  2. баллоны подлежат освидетельствованию в соответствии с Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, и эксплуатационными документами организации-изготовителя
  3. баллоны должны быть прочно укреплены и герметично присоединены к газопроводам топливной системы автомобиля
  4. не допускается заправлять установленные на транспортных средствах баллоны, у которых:
  • истек срок периодического освидетельствования;
  • нет установленных надписей;
  • неисправны вентили и клапаны;
  • поврежден корпус баллона (раковины, забоины, коррозия, вмятины);
  • ослаблено крепление баллона;
  • имеются утечки из соединений.

Остальные правила устанавливаются согласно внутренним производственным документам и инструкциям.

При въезде на территорию заправки, водителю необходимо:

  • высадить пассажиров
  • двигаясь по территории заправки соблюдать ПДД, скоростной режим (не выше 5 км/ч) и схему движения
  • не нарушать дистанцию между машинами в очереди (не менее 15 м).

Въезд на территорию заправочного бокса или островка происходит по разрешению оператора, по указаниям световой сигнализации (при наличии) либо в порядке очереди.

После постановки автомобиля на заправочный пост, водитель обязан:

  1. заглушить/остановить двигатель
  2. включить стояночный тормоз
  3. вынуть ключ из замка зажигания
  4. покинуть кабину/салон авто
  5. очистить заправочное устройство и предоставить к нему доступ

При заправке авто с ГБО запрещается:

  • курение и пользование открытым огнем
  • ремонт авто или газового оборудования, включая подтяжку крепежа узлов находящихся под давлением
  • переключение с одного вида топлива на другое
  • удары металлическими предметами по деталям газовой системы

Заправка автомобиля газом должна осуществляться непосредственно оператором-наполнителем или водителем ТС при наблюдении оператора.

Какие нарушения могут привести к штрафу?

Чаще всего сотрудники ГИБДД накладывают штраф за ГБО без регистрации, то есть за неузаконенные модификации топливной системы. Это значит, что просто поставить газобаллонную систему на автомобиль нельзя — ее нужно обязательно зарегистрировать по алгоритму, прописанному в действующих нормативных документах.

Кроме того, штрафные санкции могут последовать, если сотрудник ДПС обнаружит:

  • Отсутствие отметки о модернизации автомобиля путем установки ГБО в паспорте транспортного средства.
  • Отсутствие документов, которые подтверждают, что ГБО было установлено по всем правилам и регулярно проходило техобслуживание.
  • Отсутствие документальных подтверждений регулярного освидетельствования газовых баллонов.

Даже если документы в порядке, у сотрудников ДПС все равно могут возникнуть претензии. Чаще всего они касаются несовпадения номеров газовых баллонов номерам, которые приводятся сертификате или ПСТ. Иногда штраф накладывают, если баллон, исправный по документам, имеет явные признаки коррозии или механических повреждений.

Периодичность проведения процедуры освидетельствования газового баллона

Освидетельствование пропановых баллонов производится раз в два года, метановых баллонов — раз в пять лет (если баллон из легированной стали). Если же метановый баллон из углеродистой стали проверка выполняется чаще — раз в 3 года. При этом баллоны объемом свыше 100 литров подлежат освидетельствованию в порядке, указанном в техническом паспорте изделия.

Кроме планового освидетельствования, ГБО баллоны проверяются в случае неисправности, нарушения герметичности сварных швов или соединений в запорно-предохранительной арматуре, а также повреждения лакокрасочного слоя резервуара (более 10% общей поверхности).

Каким обязательным требованиям должен соответствовать предъявленный на проверку баллон

Технические требования установлены соответствующими нормативными документами. Для пропан-бутановых баллонов это руководящий документ РД 03112194-1094-03, для метановых – РД 03112194-1095-03, они утверждены Минтрансом РФ в 2002 году. Прежде чем в установленные сроки предъявлять баллоны на специальные пункты освидетельствования, следует осуществить их самостоятельный осмотр на предмет соответствия требованиям указанных руководящих документов.

Освидетельствование баллона ГБО

  • иметь не истекший срок нормативной годности;
  • быть очищенными от внешних загрязнений;
  • иметь конструкцию в зависимости от типа резервуара, соответствующую нормативным требованиям;
  • быть оснащены арматурой (наполнительной, расходной и пр.), предусмотренной их конструкцией;
  • не иметь внутри остатков газа.

В освидетельствовании баллона ГБО будет отказано, если:

  1. на корпусе баллона имеются трещины, вмятины и прочие механические повреждения,
  2. превышающие 10 % толщины стенок;
  3. частично или полностью отсутствуют паспортные сведения;
  4. просрочена дата аттестации;
  5. вышел срок годности по нормативу.

ржавый баллон ГБО

Обязательная поверка ГБО

Чтобы не получить штраф, недостаточно просто зарегистрировать изменения конструкции. Оборудование также должно проходить проверку ГБО на исправность в ходе ежегодного техосмотра. Это значит, что не реже одного раза в год с момента регистрации ГБО водитель должен обращаться в организацию, которая проверит систему и выдаст заключение о ее исправности. Общий срок службы оборудования при этом не должен превышать 10 лет — по истечении этого срока выполняется замена, модернизация или демонтаж ГБО.

Поверка ГБО

Приказом №116 также устанавливается периодичность для освидетельствования газовых баллонов. Емкости для пропан-бутана подвергают поверке раз в 2 года. Периодичность поверки для метановых баллонов зависит от материала:

  • Легированная сталь — раз в 5 лет.
  • Углеродистая сталь — раз в 3 года.
  • Металлокомпозит — раз в 3 года.
  • Карбон, полимеры, неметаллические композиты — раз в 2 года.

После прохождения освидетельствования газовые баллоны обязательно маркируют, нанося дату прохождения проверки на металлическую пластину. Эту информацию также проверяют инспектора ДПС, и при отсутствии сведений о поверке баллонов ГБО может быть назначен штраф.

Кроме того, если на баллоне не будет отметки о том, что он прошел процедуру освидетельствования в указанные сроки, сотрудники АЗС могут отказать в его заправке. Обычно это делается под давление ГИБДД, которая запрещает заправлять неповеренные баллоны (также под угрозой штрафов).

Процедура освидетельствования балона

Проверка метановых баллонов призвана подтвердить, что сам резервуар, а также запорная арматура, установленная на нем, выдерживают давление газа без нарушения целостности и утраты герметичности. Со временем надежность клапанов и прочность стенок могут снижаться — если не выявить это заранее, возможна утечка газа или разрыв резервуара при очередной заправке.

Освидетельствуют баллоны в специализированных сервисных центрах, оснащенных всем необходимым контрольным оборудованием:

  • Машину с установленным ГБО осматривают, выявляя наиболее заметные повреждения системы.
  • Мастер, проводящий освидетельствование, читает маркировку на табличке, определяя дату предыдущей проверки.
  • Резервуар демонтируется с транспортного средства.
  • Из емкости удаляются остатки газообразного топлива во избежание возгорания или взрыва.
  • Проводится тщательная проверка поверхности для выявления дефектов, снижающих прочность резервуара. Поверхностная коррозия (не более 10% от толщины стенки, не более 105 площади поверхности) к таким дефектам не относится, но во избежание ее развития ржавчину зачищают, а сам резервуар грунтуют и окрашивают заново.
  • Герметичность проверяется под давлением.

Контроль герметичности может выполняться гидравлическим и/или пневматическим способом. В первом случае резервуар заполняется водой под давлением, которое в 1,5 раза превышает рабочее давление газообразного топлива для этой конструкции баллона.

Поверка метанового баллона

Пневматический контроль (опрессовка) выполняется на специальном стенде. Баллон закрепляют и заполняют воздухом либо инертным газом, при этом давление должное превышать рабочее в 2–2,5 раза. Такая проверка дает возможность определить, есть ли у стенок и запорной арматуры нужный запас прочности.

Признаками неисправности могут быть появлявшиеся после опрессовки:

  • Вздутия.
  • Трещины.
  • Течи.
  • Отверстия.

Появление любого из этих дефектов свидетельствует о критическом износе/повреждении. Ремонт емкостей не допускается (вне зависимости от способа ремонта) — баллон признают непригодным для эксплуатации, и его приходится менять.

После успешного прохождения процедуры проверенный баллон устанавливают на автомобиль и подключают к системе ГБО. Качество подключения контролируется во избежание утечки метана в месте крепления вентилей.

Процесс заправки пропаном

Для самостоятельного наполнения автомобильного баллона сжиженным нефтяным газом (СНГ) все АГЗС применяют газораздаточные краны куркового типа, которые работают по одному и тому же принципу. Основным их отличием является конструкция и работа фиксирующего устройства.

  • если выносное заправочное устройство ГБО установлено в бампер или на кронштейне, необходимо из него выкрутить защитную крышку.

В случае, когда ВЗУ стоит в лючке горловины бензобака, нужно также снять пластиковый колпачок, а затем вкрутить специальный переходник, который идёт с комплектом газобаллонного оборудования. При его отсутствии, на заправке обычно всегда имеется запасной адаптер.

  • далее следует установка раздаточного крана. При этом рычаг крана должен находиться в отпущенном положении.

Затем нужно без перекосов с небольшим усилием вставить пистолет в гнездо ВЗУ. После чего выжать курок до момента его автоматической фиксации.

Для преждевременного износа пистолета, лучше всего выполнять его установку/снятие двумя руками, одновременно нажимая защелку/фиксатор. Также не следует после установки прокручивать кран, это может привести к разрушению уплотнительного кольца.

  • произвести предварительный расчет за топливо
  • нажать кнопку старт на заправочной колонке. Чтобы остановить наполнение нужно нажать кнопку стоп. Если требуется заправка до полного бака, необходимо дождаться срабатывания клапана отсекателя мультиклапана баллона, при этом будут слышны характерные щелчки. Автоматическая ГЗК сама отключит подачу.

Правильно подобранный и установленный мультиклапан должен ограничивать наполнение, когда газ занимает 80% от общей вместимости ёмкости. Пустой объём необходим для температурного расширения СНГ.

Существуют колонки, где необходимо постоянно рукой удерживать кнопу подачи топлива. Характерно для стран Европы.

  • после наполнения нужно отсоединить кран, установив его на держатель. Для этого потребуется выжать курок пистолета, затем нажать защёлку или перевести «на себя» язычок фиксатора и плавно отпускать рычаг. Обратный клапан ВЗУ автоматически перекроит выход газа из магистрали баллона. Плавность необходима для постепенной дегазации остатков топлива.

Во избежание обморожения кожи рук желательно использовать защитные перчатки.

Также бывают модели пистолетов с язычком фиксатора обратного действия, где для отсоединения приходится откидывать язычок «от себя», т.е. к машине.

Многие страны Европы используют газонаполнительные краны другого стандарта. Поэтому при поездке за границу может понадобиться специальный переходник. Однако для таких случаев АГЗС обычно держат в наличии необходимые адаптеры.

Оформление документов

Если баллон успешно прошел контрольные процедуры — это подтверждается следующими документами:

  • Актом об освидетельствовании, который оформляет организация, проводившая опрессовку и оценивающая ее результаты.
  • Отметкой в паспорте баллона (водитель должен возить его с собой и предъявлять для проверки).
  • Пометкой о том, что емкость освидетельствовали, на металлической табличке, закреплённой на самом резервуаре.

На некоторые баллоны емкостью от 100 л и более клеймо не наносится, потому их надежность подтверждается только сертификатом и отметкой в паспорте.

Как проходит проверка

Указанные выше сроки работ обусловлены комплексом мероприятий, которые необходимо сделать специалистам. Диагностика баллона проходит в несколько этапов:

  1. Изучение документации, их сверка с маркированной емкостью.
  2. Снятие и дегазация изделия.
  3. Разборка путем демонтажа мультиклапана или вентиля.
  4. Мойка, чистка, внешний осмотр.
  5. Изучение состояния баллона внутри, кроме емкостей до 55 л.
  6. Измерение веса и вместительности. Контроль проводится путем наполнения бака водой, посредством взвешивания полной и пустой емкости с последующим сравнением результатов.
  7. Испытания бака под действием давления на специальном стенде.

В процессе работы выявляются следы ржавчины, трещины и иные повреждения, с которыми эксплуатация запрещена. Сервис бракует емкость для ГБО в следующих случаях:

  • вышел срок официального ресурса;
  • трещины, риски и прочие повреждения свыше 10% от толщины;
  • износ резьбы;
  • вес бесшовных баллонов с объемом от 12 до 55 литров снижен на 7,5%;
  • ржавчина покрывает более 10% площади.

Баллоны проверяются на специальных стендах, с помощью пневматических или гидравлических методов. На пропановые емкости подается давление 1,6 МПа, а для метановых — от 20 до 25 МПа. После окончания работы на баллон наносится клеймо с датой следующего контроля, а в паспорте делаются соответствующие отметки.

После подключения система проверяется под давлением с регулированием работы ГБО и контролем содержания СО / СН в выхлопе. Далее автовладелец получает свидетельство об успешном завершении испытаний.

Если речь идет об обычной проверке ГБО, здесь проводится другой комплекс работ:

  • замена фильтров редуктора;
  • слив конденсата;
  • компьютерная диагностика;
  • замена масла и фильтров;
  • установка новых форсунок, элементов редуктора.

Перечень документов, которые обязан иметь при себе водитель ТС, оборудованного ГБО

Водитель обязан предъявить документы на установленное оборудование во время проверки инспектора ГИБДД, по требованию сотрудника газовой заправки, при прохождении государственного техосмотра:

  • свидетельство о регистрации ТС, в котором имеется отметка о законной установке газового оборудования;
  • свидетельство формы 2б;
  • шильдик баллона с отметками о проверках;
  • паспорт с данными соответствующими табличке емкости.

Переаттестация баллона и проверка ГБО проводятся в целях обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля с газобаллонным оборудованием. Отсутствие её документального подтверждения может стать причиной не только штрафных санкций в размере 500 руб., но и других неприятностей.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий