Как отрегулировать рулевую колонку на мтз 80

Устройство и принцип работы гидроуселителя руля МТЗ-80. Регулировки и ремонт.

Для комфортного и эффективного вождения рулевой механизм трактора МТЗ 80(82) оснащён гидроусилителем рулевого управления — ГУР. Узел выполняет функцию передачи вращения от рулевого колеса на рулевую сошку с одновременным облегчением усилия при повороте и смягчении обратной вибрации при движении по дорогам с неровной поверхностью. Усиление достигается давлением жидкости, действующей на рабочие органы механизма.

Усилитель руля МТЗ 80

Узел устанавливался на более ранних моделях МТЗ-80(82) не уступает по своим функциональным и эксплуатационным качествам устанавливаемой позже системы гидрообъёмного усилителя руля — ГОРУ.

Переделка МТЗ 80, МТЗ 82 с ГУРа на дозатор с мостом старого образца

Ранние версии трактора МТЗ 82(80) в составе рулевого управления оснащены гидравлическим усилителем руля (сокращённо ГУР) со встроенным датчиком автоматической блокировки дифференциала заднего моста. Износ рабочих пар деталей узла и неправильная регулировка приводит к нарушению работы рулевого управления трактора, что часто сопровождается отсутствием гидравлического усиления и появлению виляния управляемых колёс. Своей конструкцией и комплексной функциональностью ГУР на практике показал себя хлопотным в настройке и ремонте для трактористов. Поэтому популярным методом для решения технической проблемы с ГУРом стал отказ от данной системы с заменой его на гидрообъёмное рулевое управление (ГОРУ). Данная система подразумевает оборудование трактора насосом дозатором. Узел распределяет давление на рабочие полости выносного гидроцилиндра связанного с сошкой рулевой трапеции управляемых колёс с помощью золотника, который реагирует на вращение рулевого колеса управления. Система зарекомендовала себя более практичной в эксплуатации и простой в обслуживании и настройке.

Дозатор на МТЗ 80

Однако, в защиту функциональности ГУРа нужно отметить, что переоборудование рулевого управления на дозатор подразумевает потерю функции автоматического режима блокировки дифференциала заднего моста. Механическое взаимодействие толкателя и золотника датчика АБД через рейку гидроусилителя прекращается и устройство перестаёт реагировать на повороты управляемых колёс. Отсутствие данной функции снижает эксплуатационные и ходовые качества трактора в составе агрегатов для всех видов полевых работ особенно, что касается сплошной обработки почв. Блокирование моста в данном случае возможно только в принудительном режиме.

Регулировка и обслуживание рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82

Прежде чем более подробно изучить устройство рулевой колонки МТЗ 80, а также возможные неисправности этого важного узла, целесообразно более подробно ознакомиться с его назначением и особенностями. ГУР тракторной техники МТЗ предназначен для уменьшения усилий водителя, необходимых для совершения маневров при управлении транспортным средством.

Если изучить конструкцию трактора, можно сделать вывод о том, что данный узел представляется промежуточным между рулевым колесом и колесами трактора. Все комплектующие рулевого управления, а также гидравлические элементы установлены под радиатором.

Рулевая колонка

Гидроусилитель руля МТЗ-80

Перечень узлов

Планируя выяснить, как выполнить ремонт рулевой колонки МТЗ 80 своими руками, следует изучить конструкцию этого компонента. ГУР оснащен отдельной гидравлической системой, которая не зависит от аналогичных элементов, являющихся частью внутреннего устройства трактора.

Основными элементами рулевой гидросистемы представляются распределитель, насосные устройства дозатора и цилиндра, а также датчик автоматической блокировки заднего моста транспортного средства. Рассматривая конструкцию гидроусилителя более подробно, необходимо упомянуть следующие важные элементы:

  • корпус, где расположена масляная емкость, служит для монтажа большинства деталей и элементов ГУР;
  • насос, за счет которого удается перемещать масло в гидравлической системе;
  • сектор, контактирующий с рулевым управлением, размещен на поворотном вале;
  • поворотный вал, оснащенный 3 опорными элементами;
  • рейка, передающая сектору движение поршня;
  • золотник, смонтированный на одном из концов червячного механизма рулевой колонки;
  • фильтр, используемый для очистки масла, циркулирующего в гидравлической системе;
  • предохранительный клапан, основным назначением которого представляется защита узла от возникновения чрезмерного давления.

Обязательно почитайте: Особенности двигателей Briggs Stratton

Желая узнать, как устранить неисправности рулевой колонки, необходимо обратить внимание и на другой важный элемент конструкции — автоматическую блокировочную систему. Она предназначена для блокировки дифференциала заднего моста, включает в себя несколько составных элементов.

4.1. Рулевое управление. Регулировка, диагностирование неисправностей.

ГУР МТЗ-82 (гидроусилитель руля) устанавливается на сельскохозяйственной технике для того, чтобы снизить усилие тракториста, которое он прилагает для того, чтобы повернуть рулевое колесо. При этом маневренность трактора повышается при любых условиях, в которых приходится работать.

Гидроусилитель руля

При передвижении ГУР трактора МТЗ подключается и функционирует не только при повороте рулевого колеса, но и под воздействием перемещения передних колес, которые колеблются из-за неровностей грунта. Вместе с этим ГУР МТЗ воздействует на другую, относительно поворота колес, сторону. Это хорошо влияет на движение сельскохозяйственной техники по прямой, в значительной степени уменьшает передачу колебаний и других неблагоприятных воздействий с передних колес.

Как устранить неисправности и сделать регулировку ГУРа на МТЗ — рассматриваем главное

Ключевым элементом конструкции популярной серии тракторной техники МТЗ представляется рулевое управление. Для того чтобы поддерживать его в оптимальном состоянии, может потребоваться регулировка рулевой колонки МТЗ 80, а также другие манипуляции, направленные на устранение различных неисправностей.

Регулировка гидроусилителя рулевого управления

Регулировка гидроусилителя рулевого управления

Система гидравлического управления рулём в тракторах МТЗ позволяет в значительной степени снизить усилия, необходимые для управления транспортным средством, сделав этот процесс более комфортным и удобным. О том, что из себя представляет этот комплекс, его конструктивных особенностях и основных способах регулировки, мы сегодня и побеседуем.

Настройка ГУР – выполняем регулировку агрегата

Регулировки могут быть проведены по таким направлениям:

  • Зацепление «червяк» — сектор» — проводится посредством поворота втулки по часовой стрелке до упора (при средней позиции сошки), с последующим её поворотом в обратном направлении (примерно на 10-12 мм) и закручиванием фиксирующего болта;
  • Зацепление «сектор – рейка» — регулировка достигается за счёт снижения регулирующих прокладок до формирования зазора от рейки до упора в 0,1-0,3 мм;
  • Затяжка гайки на червяке – регулируется после предварительного закрепления распределителя фиксирующими болтами. Сама же гайка закручивается с моментом в 2 кгс/м и последующим отворотом примерно на 1/12 — 1/10 оборота, вплоть до схождения отверстий на шплинте и червяке, после чего шплинтуется;
  • Ход осевого типа на поворотном валу – устанавливается с помощью слегка ослабленной контргайки и закручивания регулировочного болта в торец вала до его упора, с последующим отворотом на 1/8 — 1/10 оборота и фиксацией контргайкой;
  • Предохранительный клапан — настраивается с помощью манометра, подсоединенного в клапанную крышку или же магистраль нагнетательного типа, с поворотом регулировочного болта на самом клапане вплоть до получения давления в 88 кгс/см2;
  • Управление блокирующим краном на дифференциале выполняется в такой очерёдности: кран переводится в состояние «выключено» и фиксируется; трос закрепляется, после чего извлекается наружу муфтой и фиксируется особыми винтами; кран снимается с фиксации; рукоятка переводится в позицию II, а сам кран возвращается в позицию «включено».

Заключение

Гидроусилитель рулевого управления – достаточно сложный агрегат, требующий к себе постоянного внимания и контроля. Своевременное проведение диагностики позволяет не только продлить срок его полезной эксплуатации, но и избавляет водителя от неприятных ситуаций на дороге.

Гидроусилитель рулевого управления – назначение и конструктивные особенности


Итак, ГУР являет собой промежуточный элемент, осуществляющий связь гидравлического и механического характера между направляющими колёсами и рулевым управлением трактора, в функции которого входит увеличение маневренности транспортного средства в процессе движения и снижение усилий, прилагаемых для вращения рулевого колеса. Поворотный угол управляемых колёс в этом агрегате состоит в прямой пропорциональности с углом, имеющим отношение к повороту самого рулевого колеса.
Система ГУР включает в себя такие компоненты:

  • Бак для рабочей жидкости, используемой в системе;
  • Насос, работающий под высоким давлением и обеспечивающий подачу масла в дозатор;
  • Насос-дозатор с золотниками, подающими масло в сторону силового цилиндра;
  • Силовой цилиндр с поршнем, обеспечивающим разворот рулевого вала пропорционально поворотному углу руля.

Стоит заметить, что и сам гидроусилитель, и рулевой управляющий механизм, расположены в едином корпусе, который находится непосредственно перед радиатором трактора и закрыт сверху его облицовочным кожухом.

Установка распределителя и затяжка сферической гайки червяка:

1 – сферическая гайка; 2 – шайба; 3 – ползун; 4 – монтажные шайбы; 5 – болты.

Гидроусилитель рулевого управления:

1 – пробка; 2 – клапанная крышка; 3 – регулировочный винт клапана; 4 – червяк; 5 – болт крепления регулировочной втулки; 6 – регулировочная втулка; 7 – сектор; 8 – гайка; 9 – рейка; 10 регулировочный болт; 11 – верхняя крышка; 12 – гайка; 13 – сливной фильтр; 14 – редукционный клапан; 15 – кран управления; 16 – золотник датчика блокировки дифференциала; 17 – маховичок крана управления; 18 – сошка; 19 – гайка сошки; 20 – сливная пробка; 21 – поворотный вал; 22 – корпус; 23-упор рейки; 24 – регулировочное прокладки; 25 – шток, 26 – поршень; 27 – передняя крышка цилиндра; 28 – упорный подшипник; 29 – шайба; 30 – сферическая гайка; 31 – золотник.

Переоборудование рулевого управления

Для своего времени ГУР был эффективным и передовым способом облегчить управление, однако сегодня появились более современные механизмы. Гидрообъемное рулевое управление МТЗ 82 (ГОРУ) обеспечивает комфортное и точно управление, при этом проще в обслуживании и легче по весу. Оно не требует механической связи привода и механизма руля, а поворот осуществляется силовыми цилиндрами, управляемыми насосом-дозатором.

Основные элементы гидрообъемного управления:

  • насос-дозатор;
  • силовые цилиндры, установленные на переднем мосту;
  • маслопроводы, соединяющие насос с цилиндрами и колонкой;
  • насос шестеренчатого типа, поддерживающий давление масла;
  • гидроаккумулятор;
  • маслобак;
  • магистрали, прокладки, соединители.

Схема рулевого управления МТЗ 82 с дозатором выглядит так:

  1. Когда трактор движется по прямой, золотник дозатора блокирует поступление масла в полости поворотных цилиндров.
  2. При повороте руля золотник смещается, и масло попадает в цилиндры, обеспечивая работу механизма.

Комплект для переоборудования

Гидрообъёмные системы обеспечивают большую легкость управления по сравнению с гидроусилительными, а благодаря малому весу могут монтироваться на любые части трактора. За счет отсутствия механической связи с рулем, исключают появление люфтов. Однако эти системы очень чувствительны к утечкам и требуют тщательного обслуживания.

Управлять трактором, оснащенным ГУРом, труднее, зато эти системы проще устроены, быстрее откликаются на движение руля, защищают от ударов и вибрации.

Переоборудование — относительно простая операция, доступная даже начинающему механику:

  1. Снять червяк рулевого механизма и гидрораспределитель ГУР.
  2. Установить насос-дозатор таким образом, чтобы он не подвергался осевым и радиальным нагрузкам.
  3. Соединить рулевой вал с валиком дозатора.
  4. Укрепить силовой цилиндр на переднем мосту (используется специальный кронштейн).
  5. Соединить цилиндры и поворотными рычаги управления колесами.
  6. Подсоединить дозатор к гидроцилиндру двумя трубопроводами.
  7. При необходимости насос легко демонтируется, после чего можно снова установить ГУР.

Комплект для переоборудования

В комплект входит:

  • насос-дозатор;
  • поворотный гидроцилиндр рулевого управления МТЗ 82 ;
  • поворотные рычаги (2 шт, правый и левый);
  • маслопроводы высокого давления;
  • рулевая тяга;
  • соединения и крепежная арматура.

Установка и регулировка

Разобравшись с устройством подобного прибора, его назначением и принципом работы, целесообразно приступать непосредственно к монтажу насоса-дозатора, а также переделке ГУР на МТЗ. Для начала потребуется демонтировать коробку ГУР, которую также именуют распределителем. Сделать это можно, сняв предварительно рычаги управления, пластины с пыльниками, а также уплотнители. Далее следует отвинтить крышки и вытащить золотники, после чего придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Заменить подшипники в системе на новые, если установлены аналоги с высокой степенью износа.
  2. Демонтировать червячный механизм.
  3. Установить на его место вал насоса-дозатора.
  4. Прикрутить сам насос, используя крепежные элементы.
  5. Проверить работу насоса, после чего подсоединить его к гидросистеме.

Следует помнить о том, что все прочие элементы, предусмотренные в комплекте гидрообъемного рулевого управления, должны быть установлены заблаговременно, до монтажа насоса.

Выяснив, как устанавливается подобного рода узел, необходимо научиться регулировать его для оптимальной работы. С этой целью механизм демонтируется, зажимается в тисках и опускается, после чего с него сливаются остатки технической жидкости. Далее следует выполнить следующие манипуляции:

  1. Провернуть вал, используя гаечный ключ.
  2. Нажать на вал золотника, покачать сошку. При выявлении неправильного положения люфта потребуется настроить его, используя подшипники.
  3. Выправить гайку, предназначенную для регулировки в паз картера, после чего провернуть её до исчезновения зазора.
  4. Измерить момент проворачивания, используя динамометр. Максимально допустимый показатель составляет 1 кгс.
  5. Установить крепежную гайку в паз.
  6. Используя сошку, убедиться в отсутствии зазора между деталями зацепления.

Таким образом можно без труда осуществить регулировку узла, поддерживая показатели его работы в оптимальном состоянии. Подобные манипуляции необходимо осуществлять регулярно, поскольку при интенсивной эксплуатации положение механизмов быстро нарушается.

ГУР на МТЗ-80: устройство, неисправности и методы устранения

На Минских МТЗ-80 (82), оборудованных мотором Д-240, устанавливается гидроусилитель руля 70-3400020, который производится Бобруйским заводом тракторных деталей и агрегатов (БЗТДиА).

Рассмотрим схему 70-3400020 в разрезе. Узел помещен в корпус (2), выполненный из литого чугуна, который устанавливается на раму машины между фронтальной стенкой капота и радиатором дизельного мотора. В нем располагается основной механизм рулевого управления – это связанные между собой червяк (5) и сектор (4); а также гидроагрегаты системы: гидронасос НШ-10-Л-У ГОСТ 8753-71, силовой цилиндр, предохранительный клапан, золотниковый гидрораспределитель, и гидробак.

Если в гидроусилительной системе по какой-либо причине появляется неисправность, возникает тугое рулевое управление. Рассмотрим основные виды неисправностей ГУР, способы их устранения и усовершенствования своими руками.

  1. Если в системе образуется пена, причины могут быть следующие:
  • из-за того, что в баке ГУР снижен уровень жидкости (тогда следует проверить уровень и долить жидкость, если нужно);
  • в нее попал воздух (осмотреть всасывающий трубопровод (20) в целях выявления мест подсоса воздуха, провести ремонт, поставить шайбы на соединение, заменить сальники).

Как усовершенствовать своими руками гидроусилитель руля, поставив шайбы под золотник, показано на видео ниже.

Заключение

С целью улучшения трактора МТЗ его владелец может установить насос-дозатор, заменив штатный ГУР на систему объемного рулевого управления, что позволит значительно улучшить конструкцию транспортного средства, его управляемость. Выполнить подобные манипуляции можно самостоятельно, при наличии необходимых элементов и опыта работ.

Как происходит регулировка гидроусилителя

Основные неисправности гидроусилителя руля касаются в первую очередь зубчатой рейки, сектора и червяка. Кроме того, переделка ГУРа МТЗ может потребоваться в том случае, если в его конструкции была нарушена герметичность или предохранительный клапан пришел в негодность. Если при проведении диагностики составных частей гидроусилителя руля были выявлены какие-либо неисправности, необходимо разобраться, может ли проводиться обычная регулировка ГУРа МТЗ или регулировочные операции будут недостаточными и понадобится более тщательный ремонт.

Чтобы устранить поломку, которая затрагивает, например, распределитель, необходимо будет снять гидроусилитель с сельскохозяйственной техники и разобрать его. В дальнейшем будет проведена экспертиза и заменены нужные детали.

Перед тем как будет произведена регулировка или ремонт гидроусилителя, необходимо слить рабочую жидкость и ослабить гайку поворотного вала.

Переделанная установка должна быть вновь поставлена на трактор со всей внимательностью — обратите внимание на степень затяжки гаек, следите за тем, чтобы метки поворотного вала и другие элементы встали на свои места.

На отрегулированном гидроусилителе можно «уехать» довольно далеко. Однако при проведении работ следует быть внимательным и соблюдать основные правила проведения подобных работ. В ином случае можно сломать важную деталь. Если у вас нет должных навыков, лучше доверьте вопросы регулировки специалистам.

Признаки неисправности насоса

Неисправный дозирующий агрегат провоцирует возникновения ряда проблем в работе трактора. В частности, наблюдается неадекватная реакция системы ГОРУ, что усложняет управление техникой. Понять основные проблемы в работе тех или иных узлов можно ряду характерных симптомов:

  • Слабая устойчивость переднего шасси. Данный симптом говорит о смещении оси на вале поворота или появлении зазоров в рулевой тяге.
  • Руль туго прокручивается. Причина кроется в малом объёме масла в самом насосе, излишке воздуха внутри гидросистемы, поэтому наблюдается частичный холостой ход.
  • Руль своевольно меняет положение. К этому приводит неправильное размещение золотника в дозирующем насосе. Возникает из-за поломки растягивающей пружины.
  • Недостаточный упор при выполнении поворота. Это отклонение в работе трактора тоже говорит о недостатке масла в дозирующем агрегате или возможном износе прокладок в цилиндрах.
  • Трактор едет в обратную от поворота руля сторону. Это говорит о неправильном соединении выводов насоса с гидроцилиндрами. Масло подаётся не в том направлении, образуя усилие на противоположной стороне.

Ещё одной проблемой, из-за которой возникают неполадки в работе агрегата, является его засорение. Забитые грязью и продуктами распада клапаны не могут обеспечить ток масла и регулировать уровень давления.

Крайне важно обеспечивать насосу-дозатору своевременные техосмотры и устранять мелкие неполадки, не допуская, чтобы они переросли в серьёзные поломки.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий