Шестерня кпп т 150

Техническое обслуживание коробки передач трактора Т-150 и Т-150К

На тракторе Т150 установлена механическая коробка, снабжённая гидравлическим управлением. Такое решение применено для обеспечения переключения передач на ходу. Разрыва мощности при этом не происходит. Одновременно повышается производительность трактора, экономится топливо (что для коммерческой техники особенно важно), а также значительно облегчается труд водителя.

Для обеспечения движения трактора на особо малых скоростях в редукторной части коробки присутствует ходоуменьшитель. При его использовании можно особо эффективно производить некоторые виды работ, поскольку скорость снижается, а одновременно значительно увеличивается тяговое усилие.

Схема переключения режимов

На данной коробке имеются три диапазона для движения вперёд (замедленный, рабочий, транспортный) и один – назад. На каждом диапазоне – четыре передачи (столько же, сколько гидроподжимных муфт на вторичном валу). Чтобы переключить диапазоны, нужно остановить трактор и ввести в зацепление шестерни, которые передают вращение с первичного вала только на промежуточный.

Смазка коробки передач и карданных передач

Главная » Библиотека » Трактор Т-150 » Смазка трактора » Смазка коробки передач и карданных передач

Гидравлическая система коробки передач заправляется с помощью нагнетателя через заправочный фильтр (рис. 25), закрепленный на правой стойке водяного радиатора двигателя.

Доливать и проверять уровень масла в коробке передач гусеничного трактора Т-150 можно только при работающем двигателе (через 4 — 5 минут после пуска). Уровень контролируется по смотровому окну на коробке передач с левой стороны трактора. Лишнее масло сливается через сливную пробку, расположенную в нижней части гидропанели с той же стороны, что и смотровое окно.

На колесном тракторе доливать и проверять уровень масла в коробке передач следует при остановленном двигателе. Уровень устанавливается при заправке и контролируется в ходе эксплуатации по смотровому окну на корпусе раздаточной коробки.

Для замены масла в гидросистеме коробок передач слив производить через сливные пробки на баке гидропанели коробки передач (Т-150) и на корпусе раздаточной коробки (Т-150К). Затем снять и промыть масляные фильтры, очистить и промыть пробки.

После установки деталей на место следует заполнить систему чистым маслом, запустить двигатель СМД трактора Т-150, поработать 4 — 5 минут, последовательно переключая передачи без движения трактора, и затем установить уровень масла, как указано выше.

Смазка карданных передач

Игольчатые подшипники карданных шарниров необходимо смазывать с помощью шприца. Масленки предварительно очистить от грязи.

Рис. 26. Смазка шлицов вала карданной передачи заднего моста трактора T-150K.

Смазка нагнетается до появления ее из контрольного клапана. Шлицевые соединения карданных передач смазываются через масленки на фланцах (рис. 26).

Что необходимо знать о работе коробки передач

На тракторе Т150 установлена механическая коробка, снабжённая гидравлическим управлением. Такое решение применено для обеспечения переключения передач на ходу. Разрыва мощности при этом не происходит. Одновременно повышается производительность трактора, экономится топливо (что для коммерческой техники особенно важно), а также значительно облегчается труд водителя.

Для обеспечения движения трактора на особо малых скоростях в редукторной части коробки присутствует ходоуменьшитель. При его использовании можно особо эффективно производить некоторые виды работ, поскольку скорость снижается, а одновременно значительно увеличивается тяговое усилие.

Коробка передач

Схема переключения режимов

На данной коробке имеются три диапазона для движения вперёд (замедленный, рабочий, транспортный) и один – назад. На каждом диапазоне – четыре передачи (столько же, сколько гидроподжимных муфт на вторичном валу). Чтобы переключить диапазоны, нужно остановить трактор и ввести в зацепление шестерни, которые передают вращение с первичного вала только на промежуточный.

Устройство КПП

В коробке передач Т150, в отличие от аналогичных агрегатов у прочих тракторов, имеется два одинаковых вала с тормозами (а не один) – для левого и правого гусеничного движителей отдельно. Это позволяет не только изменять скорость движения и тяговое усилие, но и обеспечивать повороты различного радиуса. В то время, когда оба вторичных вала движутся с равной частотой, происходит движение прямо. Когда трактор поворачивает, то валы начинают вращаться с разной частотой либо же один из них тормозится. Здесь приведена схема КПП 150к с обозначениями всех основных частей, включая приводимый от коробки вал отбора мощности, который является обязательным для техники такого типа – ведь благодаря ему обеспечивается работа различного навесного оборудования. Механизмы, при помощи которых переключаются ряды, а также включаются валы отбора мощности и насосы, находятся на крышках корпуса.

Рычаг коробки передач свободно надет на ось, установленную в корпусе. Он соединён с тормозной педалью при помощи тяги.

Чертеж КПП Т 150

Типичные проблемы и способы устранения

В целом агрегат достаточно надёжен и прост по конструкции. Однако ремонт КПП т 150 должны выполнять специалисты (водители или механики) с опытом работы именно с подобными механизмами, поскольку в противном случае возможно выполнить работу некачественно.

Основные неисправности таковы:

  • для переключения передач приходится применять солидные усилия. Есть вероятность, что проблема в золотнике распределителя – нужно промыть как его самого, так и место в корпусе распределителя;
  • педаль муфты сцепления не хочет возвращаться в исходное положение, а ряды при этом включаются тяжело. Следует отрегулировать длину тяги блокировки;
  • при переключении падают обороты двигателя. Виновник – распределитель КПП. В нём разорвана прокладка, изношены кольца или крышка;
  • переключение происходит с сильными рывками. Случилось залегание перебросных клапанов. Возможно, заклинило гидроаккумулятор – тогда его нужно снять и промыть;
  • передачи плохо фиксируются в своих положениях. Возможно, пружина фиксатора распределителя ослабла. Следует установить фиксатор ролика, а затем натянуть пружину регулировочным винтом. Или же бывает, что ролик соскочил с посадочного места;
  • пониженное давление на передачах. Значит, залёг перепускной клапан. Нужно выполнить его снятие, промывку, а также промыть и фильтр КПП Т 150. В свою очередь, повышенное давление – симптом того, что залёг перепускной клапан или распределительный перепускной клапан;
  • если на манометре указано неправильное значение, то вариантов два – либо забито отверстие дросселя, либо поломался, собственно, манометр. Во втором случае его нужно заменить.

Технические характеристики Т-150

Несмотря на различное устройство, технические характеристики моделей во многом схожи. Расход топлива при движении под нагрузкой составляет 150 л в час. Обе модификации Т-150 оснащены шестицилиндровыми V-образными турбированными двигателями, работающими на дизельном топливе. Максимальная мощность — 150 л.с. Тяговый класс — третий.

Важной характеристикой колесной модели является давление в шинах. При уменьшении давления в задних колесах наблюдается повышение сцепления с грунтом, но снижается грузоподъемность и усиливается истираемость резины. Если увеличить давление в задних шинах, машина обретет большую маневренность и сможет передвигаться с более высокой скоростью. Но при этом будет пробуксовывать на сложных грунтах.

Т-150 в поле

  • вес трактора — 8 т;
  • диаметр цилиндров — 130 мм;
  • ход поршня — 115 мм;
  • масляный насос шестеренный, 2-секционный;
  • тип трансмиссии — гидромеханическая;
  • привод от коленчатого вала — шестеренчатый;
  • максимально развиваемая скорость при движении веред — 15,5 км/ч, назад — 8 км/ч;
  • бортовая сеть с напряжением 12 В.

Способы управления моделями:

  • гусеничная — кинематическое и силовое, механизм поворота совмещен с КПП;
  • колесная — управление трактором выполняется за счет поворота передней и задней полурам, осуществляемого посредством вертикального шарнира.

Заключение

Коробка передач, которая устанавливается на трактор Т150, разработана и сконструирована именно с учётом особенностей работы на тяжёлой гусеничной технике. Такое устройство коробки передач позволяет обеспечить хорошую ремонтопригодность. Тем более что данный трактор выпускается уже несколько десятков лет (с небольшими изменениями), он хорошо известен как водителям, так и механикам. Запчастей для этого механизма повсюду множество, они стоят адекватных денег.

Учитывая минимум электроники (а точнее – полное её отсутствие), сборка КПП Т 150К не составит труда для опытного мастера.

Достоинства и недостатки

Колесная и гусеничная модели Т-150 имеют многочисленные преимущества. У каждого трактора они свои. Достоинства колесного:

  • более быстрая скорость на магистральных дорогах с твердым покрытием;
  • возможность установки задних и передних колес одинакового диаметра, что увеличивает грузоподъемность машины;
  • на задней полураме трактора есть пространство, позволяющее одновременно агрегатировать несколько видов оборудования сельскохозяйственного назначения;
  • простота в обслуживании и хранении.
  • оказывает в 2 раза меньшее давление на грунт, чем колесный;
  • при буксировании меньше повреждает дорожное покрытие;
  • тяговое усилие на 30% выше, чем у колесного;
  • меньший расход горючего;
  • более комфортные условия работы для оператора.

Из недостатков колесной модели отмечают следующие характеристики:

  • невысокие показатели безопасности труда, в связи с чем разработчиками было принято решение установить кабину со встроенным защитным каркасом;
  • большой расход горючего.

Недостатки гусеничной модели:

  • тракторам на гусеничной базе запрещено движение по дорогам общего пользования (с твердым покрытием);
  • короткая база, осложняющая агрегатирование тяжелой техники и грузов;
  • невысокая скорость;
  • необходимость регулярной замены гусеничной цепи в связи с ее быстрой изнашиваемостью.

Габариты и масса тракторов Т-150 и Т-150К

Отечественный агрегат обладает классической конструкцией с расположенным в передней части мотором. К основным габаритно-массовым показателям машины относится:

  • Масса без топлива и других жидкостей – 7536 кг, а при полностью заполненном баке и картере – 8137 кг.;
  • На передний мост распределяется 5200 кг от общего веса агрегата, а на задний – 2937 кг.;
  • Длина трактора с навесным инвентарем – 5800 мм., по кромкам крыльев сзади – 5590 мм.;
  • Ширина с узкой колеёй – 2230 мм, а с широкой – 2250 мм.;
  • Дистанция между задней и передней осью – 2865 мм.

Габариты трактора достаточно большие, из-за чего он, как правило, используется только на больших угодьях, площадью в несколько десятков гектаров.

Цена и отзывы владельцев

Рынок предлагает 3 вида тракторов серии Т-150 Харьковского завода:

  • бывшие в употреблении;
  • после капитального ремонта;
  • только что сошедшие с конвейера.

Цена зависит от состояния машин и их модификации, и колеблется в диапазоне 500-1900 тыс. рублей. Определиться с выбором трактора помогут отзывы тех, кто имеет опыт работы с этой спецтехникой.

Олег 45 лет, Владивосток.

Трактор надежный и выносливый. Пригоден для всех видов работ на полях и может использоваться как бульдозер. Если покупать б/у, нужно смотреть состояние заклепок на подрамниках. Если битые, такую технику лучше не брать, постоянно будет в ремонте.

Т-150 за работой

Николай 51 год, Сургут.

Работал с этим трактором больше 10 лет. Лучше покупать машину с ЯМЗ двигателем, он более мощный и неприхотливый. Гусеничный невыгоден тем, что ходовая быстро стирается песком. А цена у гусениц не маленькая. Все остальные запчасти на трактор стоят копейки.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий