Циатим 208 характеристики и применение

Содержание

Смазка ЦИАТИМ: характеристики, применение, свойства

Многих моих знакомых, клиентов, да и меня лично, порой раздражает тот факт, что на рынке ГСМ сегодня так много различных смазок и сопутствующих составов, что выбрать подходящий, просто не реально. Конечно, есть очень популярные смазки, обладающие нужными характеристиками, и подходят для частого применения, но и стоимость такой продукции весьма высока.

Я предпочитаю покупать смазку Циатим 201, которая не просто удовлетворяет все мои пожелания, но и выполняет все требуемые функции. Продукт подходит для разнопланового использования, что меня очень радует. Не всегда же нужно смазывать мотор у автомобиля или другие детали. Когда я впервые приобрел Циатим 201, опасался, что нужного эффекта продукт не даст. Очень рад, что ошибался и сегодня применяю данный состав постоянно в работе. Своими впечатлениями я бы хотел поделиться с читателями, а также, дать несколько советов.

Характеристики, аналоги смазки ЦИАТИМ-221 и область ее применения

Характеристики, аналоги смазки ЦИАТИМ-221 и область ее применения

Для многих автолюбителей выбор смазочного материала для обслуживания своего автомобиля стоит достаточно остро. Это вполне понятно, если учесть, что всем хочется иметь под рукой универсальную смазку, пригодную для обслуживания большинства узлов автомобиля в любых погодных условиях.

Рассмотрим состав, характеристики и особенности смазки ЦИАТИМ-221, которая, согласно ГОСТ, предназначена для смазывания узлов трения и сопряженных поверхностей “металл-металл”, а также “металл-резина”. Это поможет определить область ее практического эффективного применения или подобрать аналогичные материалы.

Смазка ЦИАТИМ-201: Характеристики. Где применяется? Чем заменить?

Смазка ЦИАТИМ-201: Характеристики. Где применяется? Чем заменить?

Смазка ЦИАТИМ 201 была выпущена в продажу в конце 60-х годов прошлого века и получила название в честь организации-разработчика (Центральный институт авиационных топлив и масел).

Несмотря на свою 50-летнюю историю ее до сих пор без труда можно встретить на прилавках магазинов. А это говорит о ее востребованности в настоящее время.

Это морозостойкая антифрикционная смазка остается работоспособной на морозе до -60 °С, поэтому особенно была популярна зимой, а также в условиях Крайнего Севера.

Одним из факторов, которые сделали смазку популярной, было наличие ее в СССР в свободной продаже, несмотря на эпоху всеобщего дефицита. Именно по этой причине ЦИАТИМ-201 изначально использовали везде, где только могли придумать. Ее можно было увидеть даже в тех узлах, где она работала плохо или не работала совсем.

Со временем этот материал оброс множеством слухов – как о низком качестве, так и о бесконечном множестве чудесных случаев применений.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вначале выяснить, какой она имеет состав, какими обладает свойствами, какие у нее основные преимущества и недостатки, где ее применение будет эффективным, а где – нецелесообразным.

5.2. Пластичные смазочные материалы (характеристики)

Составы в данных веществах могут быть универсальными, которые представляют различные производители, а также иметь уникальный состав, который представляет конкретная фирма. Но многие обращают внимание на соответствие продукта требуемым гостам.

Краткое описание смазки

Приобретая Циатим 201, можно рассчитывать на получение отличного антифрикционного и смазывающего состава разного применения. Продукт был создан еще во времена СССР, на основе ГОСТа 6267-74 и предназначался для смазывания конструкций различных узлов, деталей скольжения, качения и трения с небольшой и средней нагрузкой. Название веществе «ЦИАТИМ» — это аббревиатура, под которой скрывается наименование подразделение, занимающееся разработкой масел и топлива для авиации.

Широкий спектр возможностей делает вещество очень востребованным и популярным у пользователей, причем покупают люди смазку для применения в авиатехнике и в электроприборах в мех.приводах и прочих агрегатах, функциональных узлах, устройствах. За счет того, что смазка неплохо переносит морозы и не твердеет даже при -60 градусах Цельсия, использоваться состав можно даже в северных регионах страны.

Общие сведения

Стоит сказать о том, что разновидностей ГСМ довольно много, и для того, чтобы упростить выбор, была создана классификация этих веществ. На сегодняшний день выделяют три их вида, отличающихся друг от друга по составу, консистенции, а также сфере использования. Также стоит сказать, что по консистенции смазки можно разделить тоже на три вида: пластичные, твердые, полужидкие. Также важным фактором является то, что все они разделяются по областям применения. Существуют:

  • антифрикционные виды смазок;
  • консервационные виды смазки;
  • уплотнительные;
  • канатные.

смазка циатим

Еще один важный фактор – это температура рабочей среды состава. Так как в некоторых узлах этот показатель доходит до 200-350 градусов по Цельсию и выше, то необходимо применение термостойких типов. Одним из таких видов является смазка ЦИАТИМ.

Что означает ЦИАТИМ?

Если сделать небольшой экскурс в историю, то без труда можно узнать, что ЦИАТИМ – это сокращенное название советского научно-исследовательского учреждения, в котором проводились разработки смазочных материалов.

Центральный институт авиационных топлив (ЦИАТИМ) и масел был создан 27 апреля 1933 года. В числе приоритетных направлений работы этого учреждения было создание уникальных горюче-смазочных материалов с улучшенными свойствами.

За время существования организация несколько раз меняла название. 26 марта 1966 года произошло последнее переименование. В настоящее время это ВНИИ НП.

В годы 2-й мировой войны был совершен прорыв – в разных странах практически одновременно были разработаны литиевые смазки. СССР в этой области был одним из первых. В ЦИАТИМ были произведены различные составы, одним из которых назвали по имени организации-разработчика.

Однако на самом деле какой-то определенной смазки ЦИАТИМ не существует!

Под этим именем выпускались и продолжают выпускаться несколько смазок, название которых состоит из слова ЦИАТИМ и цифрового обозначения. И это – совершенно разные по свойствам и характеристикам материалы, каждый из которых создавался для решения определенных задач. Поэтому говорить о каких-то свойствах, преимуществах и недостатках смазок ЦИАТИМ совершенно некорректно.

Характеристики смазки ЦИАТИМ-201

Свойства, особенности, характеристики и применение смазки ЦИАТИМ-201 определяются составом ее компонентов. Эта литиевая смазка от светло-желтого до светло-коричневого цвета изготовлена не нефтяном масле низкой вязкости, загущенном простым литиевым мылом. В составе также присутствует антиокислительная присадка.

Простой состав из доступных компонентов делает стоимость смазки предельно низкой.

Диапазон рабочих температур смазки составляет -60. +90 градусов.

В то же время температура каплепадения ЦИАТИМ-201 достаточно велика и составляет +175 °С.

Этот материал хорошо работает в условиях влаги, однако при постоянном контакте с водой – хорошо впитывает влагу и теряет свои смазочные свойства.

Низкая адгезия приводит к тому, что смазка легко смывается с поверхности водой и моющими средствами.

При работе на открытом воздухе смазка быстро высыхает и может формировать абразивные частицы. Низкая коллоидная стабильность может приводить к расслоению и выделению масла при хранении.

Воздействие высоких механических нагрузок приводит к разрушению структуры смазки. При этом она становится более жидкой, а предел ее прочности снижается.

Хочется отметить ее еще одну интересную особенность. Смазка дольше cохраняет свои свойства, если находится не на хранении, а в режиме непрерывной эксплуатации.

ЦИАТИМ-201 не относится к материалам повышенной пожарной опасности и не содержит агрессивных, вредных для здоровья человека веществ, поэтому при работе с ней достаточно соблюдения обычных мер пожарной и санитарной безопасности.

Как видим, характеристики смазки ЦИАТИМ-201 достаточно скромные.

Недостатки и преимущества

Основные преимущества и недостатки определяются составом и особенностями производства смазки.

Основные минусы

  • Основным недостатком смазки является ее невысокая по сравнению с традиционными материалами, несущая способность, определяемая применяемым для основы силиконовым базовым маслом
  • Низкие противоизносные свойства
  • Кремнийорганические жидкости неэффективно работают в трибологической системе “металл-металл”, так как не образуют на поверхности трения прочную смазочную пленку, защищающую от износа. В результате силиконовые смазки не предназначены для высоких нагрузок и проявляют смазочный эффект только при высоких скоростях скольжения, когда реализуется режим гидродинамической смазки.
  • Использование кальциевого загустителя делает смазку очень гигроскопичной. Несмотря на водостойкость и способность работать в воде, она хорошо впитывает влагу из атмосферного воздуха. При этом уровень рабочих свойств значительно снижается. Простой кальциевый загуститель считается устаревшим и в составе современных смазочных материалов практически не используется.

Преимущества

  • ЦИАТИМ 221 работает при очень высоких скоростях вращения подшипников
  • Химическая инертность делает смазку совместимой с пластмассами и эластомерами
  • Смазка характеризуется малой испаряемостью, поэтому может работать в вакууме
  • Смазка ЦИАТИМ-221 малоактивна и безвредна для организма человека, не раздражает кожу и слизистые оболочки

Смазка является морозостойкой и термостойкой. Она может работать как в условиях Крайнего Севера, так и в жарких климатических зонах, применяться в высокотемпературном оборудовании.

Силиконовые смазки химически инертны. Они не оказывают разрушающего действия на резиновые и пластмассовые детали.

ЦИАТИМ-221 не содержит воды и не растворяется в воде, сохраняет свои свойства в кипящей воде. Но, в то же время, он очень гигроскопичен, поэтому хорошо впитывает влагу из атмосферы. При этом смазка уплотняется и перестает быть эффективной при низких температурах.

Из-за высокой гигроскопичности смазку надо хранить только в герметичной плотно закрытой заводской таре. В таких условиях свойства материала способны сохраняться в течение нескольких десятков лет.

Замечательной особенностью является то, что даже после полного расплавления при нагревании и последующего охлаждения ЦИАТИМ-221 полностью восстанавливает свои первоначальные свойства.

Современные технологии и появление новых материалов позволило отечественным производителям создать пластичную морозостойкую смазку EFELE SG-311, которая обладает более высоким уровнем рабочих свойств при низких температурах, но лишена перечисленных недостатков. Купить ее можно здесь. Более подробно поговорим об этой смазке в статье ниже.

Термостойкая смазка

Смазка с названием ЦИАТИМ относится к группе термостойких пластичных веществ. На вид подобное средство представляет собой синтетическое масло, которое искусственно загущается при помощи комплексного кальциевого мыла с добавкой из антиокислительной присадки. Предназначение смазки ЦИАТИМ – это смазывание подшипников качения у электромашин, систем управления, а также приборов, частота вращения которых достигает 10 000 об./мин. Кроме этого, состав используется для агрегатных подшипников, установленных на летательных аппаратах. Еще одна область применения – это узлы трения, а также сопряженные поверхности из материалов металл-металл, а также металл-резина, температура которых составляет от -60 до +150 градусов по Цельсию.

смазка циатим применение

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Смазка ЦИАТИМ-221 малоактивна, не оказывает токсического действия на организм, не раздражает кожу и слизистые oбoлочки. Предельно допустимая концентрация жидкой основы смазки в воздухе рабочей зоны 10 мг/м.

2.2. При работе со смазкой необходимо применять индивидуальные средства защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке. (Измененная редакция, Изм. N 2).

2.3. Лицам, работающим со смазкой, перед приемом пищи, курением и после окончания работы необходимо мыть руки теплой водой с мылом.

2.4. Смазка не пожароопасна и не взрывоопасна, является горючим продуктом IV группы. Температура вспышки жидкой основы смазки выше 265 °С. При загорании смазки применяют следующие средства пожаротушения: составы СИ-ВК, СИ-2 и СЖБ-БФ-2.



Характеристики и применение

Благодаря наличию в составе различных компонентов, производители добились того, что циатим 201 имеет рабочий температурный диапазон от -60 до +90 градусов. Предел прочности составляет 500 Па (Паскаль).

Технические эксплуатационные характеристики «Циатим-201» указаны в таблице:

Характеристика Значение
Температурный рабочий диапазон –60°С…+90°С
Температура каплепадения +175°С
Эффективная вязкость при –50°С и среднем градиенте скорости деформации 10/с, не более 1100 Па•с
Устойчивость против окисления, мг КОН на 1 г., не более 3 мг
Предел прочности при +50°С 250…500 Па
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH 0,1
Испаряемость при +120°С, за 1 час, не более 25%
Пенетрация при +25°С Не нормируется
Срок годности от даты выпуска 5 лет (60 месяцев)
Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более 26%
Коррозионное воздействие на металлы Защищает
Температура хранения и транспортировки –30°С…+30°С
Содержание свободной щелочи в пересчете на NaOH, не более 0,1%
Содержание воды Отсутствует

Особенности свойств циатима 201

Специфика свойств
1 В связи с мягкой консистенцией и недостаточной липкостью смазка может механически смываться с открытых поверхностей.
2 Консервационные свойства ЦИАТИМ-201 невысоки.
3 При механическом воздействии смазка достаточно сильно разрушается; в результате снижаются ее предел прочности и вязкость.
4 Химическая стабильность удовлетворительна, что объясняется присутствием анти-окислителя.
5 Под действием повышенных температур или при хранении не уплотняется.
6 Коллоидная стабильность смазки ЦИАТИМ-201 низкая.

Такая смазка по классу токсичности не относится к токсичным, а это значит, что не требуется специальных средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Если циатимовая смазка загорелась, можно тушить кашмой, например, или пеной, но не водой.

Применение «Циатима-201»

Зависимость кислотного числа от толщины слоя смазки «Циатим-201»

«Циатим-201» нашел широкое распространение из-за своей низкой стоимости и морозоустойчивости. Что касается узлов автомобильной техники, то им смазывают:

  • подшипники генератора, стартера и других электродвигателей;
  • оси октан-корректора распределителя зажигания;
  • оси вращающихся механизмов;
  • валики;
  • подшипники скольжения;
  • петли;
  • тросы в оболочках;
  • гибкий вал спидометра;
  • рулевая рейка;
  • в шаровых шарнирах;
  • так же смазывают клеммы аккумуляторной батареи авто.

Обратите внимание, что «Циатим-201» нельзя использовать в условиях прямого контакта с водой, а также при относительной влажности воздуха 80% и выше.

Этот условие базируется на том, что литиевые масла хорошо впитывают воду. Соответственно, при насыщении ею смазка теряет свои эксплуатационные свойства. То же относится и к другим литиевым составам, например, «Литолу-24». Для влажных сред лучше пользоваться кальциевыми смазками. Также «Циатим-201» неэффективен в качестве консерванта.

Но, к сожалению, данная литиевая смазка во много уже не соответствует современным требованиям механической стабильности и максимальной температурой применения. Поэтому многие производители циатима 201 меняют масла МВП на МС-6, МС-8 или трансформаторное из нефти сибирского месторождения. Так что в тех случаях где от качества смазывания трущихся поверхностей зависит конечный результат эксплуатации, лучше стоит рассмотреть другие её аналоги.


Описание смазки

Стоит отметить, что смазка ЦИАТИМ разработана Центральным институтом авиационного топлива и масел. Многие сильно хвалят подобное средство, а также утверждают, что использование этого вещества имеет множество возможностей. Однако на практике оказалось, что сфера использования именно этой марки, а также ее специфика обладают достаточно узкими характеристиками. Для того чтобы определить, верно это или нет, стоит углубиться в изучение физико-химических, а также эксплуатационных свойств смазки ЦИАТИМ.

смазка циатим 201

Важно понимать, что все особенности этой смазки обусловлены именно физико-химическим составом этого вещества. В состав сырья входит кремнийорганическая жидкость. Помимо этого, в смазке содержится загуститель в виде комплексного кальциевого мыла. Возможность работать в широком диапазоне температур обусловлена именно тем, что в состав входит кремнийорганическая жидкость. Максимальные температуры работы – от -60 (возможно и ниже) до +300 градусов по Цельсию. Этот фактор влияет на то, что возможность использования смазки расширяется от различных криогенных устройств до высокотемпературного оборудования. Также важно, что кремнийорганическая жидкость слабо испаряется, а это делает возможным ее использование в вакууме. Во много благодаря этим качествам применение смазки ЦИАТИМ распространилось до аэрокосмической техники.

Какие аналоги имеют смазки ЦИАТИМ?

Смазки ЦИАТИМ разработаны еще в прошлом столетии, однако до сих пор по соотношению цены и качества имеют немного конкурентов.

В торговых точках имеется множество материалов иностранного производства, некоторые свойства которых существенно превосходят свойства составов ЦИАТИМ. Однако и стоимость у них несопоставима.

По некоторым же параметрам (например, по морозостойкости или химостойкости) наши смазки превосходят большинство зарубежных аналогов.

Однако среди отечественных смазок в разные годы производились (а некоторые выпускаются до сих пор) материалы других брендов. В различных инженерных справочниках они были рекомендованы в качестве замены смазкам ЦИАТИМ в случае необходимости.

Что лучше – Литол 24 или ЦИАТИМ-221?

Литол-24 или ЦИАТИМ-221?

Этот вопрос часто можно слышать из уст автовладельцев-новичков. Однако сама постановка вопроса в корне неверна и некорректна. Это все равнозначно вопросу о том, что лучше – хлеб или сыр.

Хотя Литол-24 и ЦИАТИМ-221 относятся к пластичным смазкам, но они изначально создавались для разных целей. Литол разрабатывался как универсальная смазка для обычных условий применения, а ЦИАТИМ – как специальная термо- и морозостойкая смазка.

Первый из материалов изготовлен на минеральном масле и эффективен в диапазоне средних нагрузок и скоростей, зато может воспринимать значительные нагрузки. Синтетическая силиконовая смазка ЦИАТИМ-221 значительных нагрузок не выдерживает, зато применяется в быстроходных подшипниках.

ЛИТОЛ-24 отлично работает в паре трения металл-металл, но агрессивен по отношению к пластикам и резинам. ЦИАТИМ – инертен к полимерам и эластомерам, но в чисто металлической паре трения работать не может.

Словом – это совершенно разные продукты со своими плюсами и минусами. И у каждого из них своя область применения.

Состав и характеристики

Если кремнийорганическая жидкость добавляет много крылатых свойств, то такая добавка, как загуститель в виде мыла, сильно осаждает эти качества, так как имеет множество органических параметров. Температура каплепадения, которая находится в районе 200 градусов по Цельсию, снижает максимально возможный диапазон рабочей температуры до 150 градусов. А из-за слабых свойств при низких температурах эффективность смазки ЦИАТИМ-221 сильно снижается. Особенно при ее использовании при температуре ниже, чем 20-30 градусов. Казалось бы, загуститель обладает отличной стойкостью к влаге, но в то же время это преимущество сильно нивелируется тем, что наблюдается высокая гигроскопичность. Другими словами, смазка будет впитывать влагу из окружающего воздуха, что повлияет на начальную консистенцию.

смазки циатим характеристики

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Пробы смазки отбирают по ГОСТ 2517-85. Масса объединенной пробы — 2 кг смазки. На случай разногласий в оценке качества смазки проба должна храниться не менее пяти лет.

4.2. Анализ смазки на соответствие требованиям настоящего стандарта кроме содержания механических примесей проводят до ее расфасовки. Механические примеси определяют в смазке, расфасованной в тару.

4.1-4.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

4.3. Для определения внешнего вида смазку наносят шпателем на пластинку размером 50х70х2 мм из стекла по ГОСТ 111-90 с помощью шаблона (внутренние размеры 35х35 мм, толщина 2 мм) и просматривают невооруженным глазом в проходящем свете.

4.4. Испытание на коррозию проводят на пластинках из меди марок М0к или М1к по ГОСТ 859-2001. Допускается обесцвечивание и слабое красновато-коричневое окрашивание пластинок.

4.5. При определении коллоидной стабильности беззольный фильтр смачивают жидкостью 132-24 по ГОСТ 10957-74. Отпрессовывание смазки проводят при нагрузке (200±10) г.

4.6. При определении массовой доли щелочи в качестве растворителя смазки применяют толуол ч.д.а. по ГОСТ 5789-78 и титруют горячий раствор смазки. (Измененная редакция, Изм. N 2).

4.7. При определении механических примесей навеску смазки тщательно перемешивают до получения однородной массы с 75 см бензина. Смесь переносят в делительную воронку, добавляют 75 см 50%-ной уксусной кислоты по ГОСТ 61-75 и энергично перемешивают до полного разложения смазки. После отстоя и разделения слоев фильтруют нижний уксуснокислый слой. По окончании фильтрации фильтр промывают три-четыре раза горячей дистиллированной водой и высушивают в термостате, затем через этот же фильтр фильтруют слой бензинового раствора смазки.

Для чего используется?

Область применения смазки ограничена невысоким порогом верхней эксплуатационной температуры, невысокой несущей способностью и другими эксплуатационными свойствами.

Она успешно применяется в авиатехнике, узлах транспортных средств, контрольно-измерительных приборах, уличной технике и другого оборудования, не испытывающего серьезных нагрузок и усилий сдвига.

Изначально разработанная как авиационная смазка ЦИАТИМ-201 с характеристиками морозостойкости востребована для Северных регионов, где позволяет запускать и эксплуатировать технику даже в экстремальные морозы.

В принципе ЦИАТИМ-201 подходит и применяется для большинства узлов трения автомобильного и другого транспорта, где нет высоких нагрузок или температур:

  • Подшипников стартера
  • Подшипников генератора
  • Дверных петель и замков
  • Тросов управления
  • Гибких валов в оболочках
  • Рулевой рейки
  • Смазки валиков

ЦИАТИМ-201 не рекомендуется использовать для смазки резиновых и пластмассовых деталей – под действием базовых нефтяных масел эти материалы разрушаются. Для этой цели больше подойдет другой материал из этой же линейки – ЦИАТИМ-221. Его основные отличия и разница от ЦИАТИМ-201 – силиконовое базовое масло, которое полностью совместимо с пластмассами и эластомерами.

Технические параметры смазки

Благодаря наличию в составе различных компонентов, Циатим 201 приобрел особые тех.показатели. Для наглядности, представлю их в виде таблицы:

Критерии Показатели
Рабочая температура -60 — + 90 градусов Цельсия
Температура каплепадения 175 градусов Цельсия
Вязкость при -50°С и предел прочности при +50°С 1100 Па•с и 250…500 Па
Устойчивость к окислению, мг КОН на 1г. 3 мг.
Испаряемость за час при 120 °С 25%
Срок годности с даты изготовления 5 лет

Добавить можно то, что смазка не содержит воды и поэтому, не может спровоцировать развитие ржавчины у металлов. Смазка не слишком липкая, поэтому иногда смывается, но материал не относится к токсичным, а значит, при работе с продуктом не потребуется использовать средства индивидуальной защиты. Если циатимовая смазка воспламенилась, то тушить непременно надо пеной, а не водой.

Обзор популярных аналогов

Среди всего многообразия смазочных материалов для смазки ЦИАТИМ 221 сложно подобрать аналог по всем рабочим параметрам одновременно. Однако, когда дело касается конкретного применения, очень редко случается так, что требуется наличие всех свойств сразу.

В большинстве случаев при замене ЦИАТИМ 221 автовладельцы ищут морозостойкие или более современные материалы с улучшенными техническими характеристиками.

По этим параметрам можно подобрать материалы как отечественного, так и зарубежного производства.

Производство и эксплуатация

В настоящее время сложно сказать, почему характеристики смазки ЦИАТИМ такие несбалансированные. Однако самое вероятное предположение заключает в том, что на рубеже 80-х годов сложно было создать что-то более хорошее. А на сегодняшний день получается так, что этот вид смазки выпускается по ГОСТу 9433-80, который был утвержден еще в 1980-м. Однако, несмотря на эти физико-химические качества, важнейшим показателем все же будет эксплуатационная характеристика вещества.

смазка циатим характеристики применение

Один из важнейших параметров такой смазки – это низкий показатель эффективной вязкости вещества, который проявляется на уровне 800 Па/с при температурах -50 о . Этот показатель определяет возможность использования смазки в узлах трения, где количество оборотов достигает 10 000 об./мин. Также важно, что минимальная возможная рабочая температура все же устанавливается как -60 градусов по Цельсию.

Чем заменить?

В качестве аналогов смазки ЦИАТИМ-201 можно подобрать множество материалов как отечественного, так и иностранного производства.

ЦИАТИМ-201 - аналоги из линейки

В линейке ЦИАТИМ имеется также 3 материала, которые часто используют вместо 201 смазки – ЦИАТИМ-202, ЦИАТИМ-203 и ЦИАТИМ-221. Эти пластичные смазки имеют различный состав, границы рабочих температур и другие характеристики. Однако они могут применяться в таких же узлах при аналогичных или более жестких условиях.

Так, если сравнить, например, ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-221, то мы увидим, что верхний порог второй смазки значительно выше и составляет +150 °С. Кроме того, эта смазка не растворяется в воде, может применяться в открытых узлах трения, совместима с пластмассами и резинами.

ЦИАТИМ-202 и ЦИАТИМ-203 по характеристикам незначительно отличаются от смазки ЦИАТИМ-201. Во многих ситуациях эти материалы взаимозаменяемы. Однако в тех случаях, когда важна морозостойкость именно до -60 °С, указанные смазки для замены не подойдут.

Другие материалы отечественного производства, которые могут служить заменой смазке ЦИАТИМ-201:

Аналоги ЦИАТИМ-201

  • Зимол – водостойкая всесезонная смазка с высокой механической стабильностью. Работает при температурах от -50 до +130 °С. Характеризуется хорошими противоизносными и защитными свойствами
  • Лита – работает при температурах от -50 до +100 °С. Характеризуется высокой водостойкостью и хорошими консервационными свойствами. Механическая стабильность низкая.
  • МС-70 – морская смазка, которая отлично работает при непосредственном контакте с соленой водой. Диапазон рабочих температур ее так же невысок – от -45 до +65 °С, зато она характеризуется хорошими консервационными свойствами и обеспечивает периодическую работу механизмов в течение 10 лет. В мощных механизмах она может работать до -50 °С
  • Эра – это смазка с хорошими противозадирными, противоизносными и антикоррозионными свойствами. Диапазон ее рабочих температур -50. +120 °С. В отличие от ЦИАТИМ-201 Эра не разрушает резиновые изделия, поэтому может контактировать с уплотнениями, сальниками, прокладками и т.д.

Импортные аналоги ЦИАТИМ-201

Среди морозостойких зарубежных смазочных материалов также имеются такие, которые в большинстве случаев можно использовать вместо ЦИАТИМ-201:

Аналоги «Циатима-201»

Смазка «Циатим-201» имеет несколько иностранных аналогов. Среди них:

Некоторые аналоги смазки «Циатим 201»

  • BP Energrease SY-HT 2. Высококачественная противоизносная смазка для использования при высоких температурах. Обладает антиокислительными свойствами и стабильными характеристиками в широком диапазоне температур. Используется в высокооборотистых подшипниках. Диапазон рабочих температур — –50°С…+200°С.
  • Shell AeroShell Grease 6. Универсальная минеральная смазка, имеющая в своем составе ингибиторы, которые задерживают процесс окисления и коррозии. Может использоваться для антифрикционных подшипников, коробок передач и различных подшипников. Диапазон рабочих температур — –40°С…+121°С.
  • Shell AeroShell Grease 22. Высококачественная многоцелевая смазка для тяжелых условий эксплуатаций. Основа смазки — углеводородное синтетическое базовое масло, загущенное «Микрогелем». Имеет в своем составе антиокислительные, антикоррозионные, противоизносные и повышающие несущую способность присадки. Диапазон рабочих температур — –65°С…+204°С.
  • Mobil Mobiltemp SHC 32. Это пластичная смазка, отличающаяся длительным сроком службы и предназначенная для закладки в шариковые и роликовые подшипники качения (обслуживаемые и герметичные), а также в шпонки, винты и закрытые передачи. Диапазон рабочих температур — –50°С…+180°С.
  • Teboil 0-Grease. Это специальная литиевая смазка, основанная на очень жидком минеральном масле. Рекомендуется для использования в работающих при небольших нагрузках подшипниках качения, измерительных и других приборах даже при очень низких температурах. Диапазон рабочих температур — –50°С…+80°С.
  • HUSKEY HTL-500 Ultra Low Grease. Универсальная смазка для автомобильного транспорта. Диапазон рабочих температур — –75°С…+221°С.

Среди отечественных средств также существует несколько аналогов упомянутой смазки. В частности, «Эра», «Зимол», «Лита», «МС-70», «Циатим-202», «Циатим-221» и другие.

Какими свойствами обладает Циатим-201?

При работе с данным материалом нужно учитывать имеющиеся у него плюсы и минусы: • Длительно работает без потери рабочих качеств в режиме температур от -60 °С до +90 °С, в течение короткого срока может функционировать при +150 °С; • При длительном хранении в состоянии покоя не уплотняется даже под воздействием высокой температуры; • В процессе хранения выделяет масло вследствие низкой коллоидной стабильности; • Сильно разрушается при механическом воздействии, что приводит к уменьшению вязкости и снижению предела прочности материала; • Масса водостойкая и не растворяется в воде; • Обладает невыраженной адгезией, что вкупе с мягкой консистенцией мази дает возможность смывать ее с обработанных поверхностей; • Индифферентна к полимерам, с которыми может соприкасаться.

Маркировка пластичных смазок

Маркировка пластичных смазок обозначается буквами в следующем порядке:

  1. Область применения:
      У – универсальная;
  2. И – индустриальная;
  3. П – прокатная;
  4. А – автотракторная;
  5. Ж – железнодорожная;
  6. Наименование группы (для универсальных смазок):
      Н – низкотемпературная;
  7. С – среднеплавкая;
  8. Т – тугоплавкая;
  9. Марка и специфические свойства:
      М – морозостойкая;
  10. В – влагостойкая;
  11. З – защитная;
  12. К – канатная.

Преимущества и недостатки смазывающего состава

У Циатим – 201 есть несколько несомненных плюсов и точно имеются минусы. Расскажу о преимуществах и недостатках более подробно. Из преимуществ можно выделить следующие характеристики:

  • недорогая (от 173 рублей за килограмм) и нетоксичная смазка, что автоматически относит состав к безопасным;
  • продукт инертен и нейтрален, то есть на резиновые и пластмассовые детали он никак влиять не будет;
  • не течет и отличается хорошей вязкостью;
  • подходит для использования даже на жаре и при холоде.

К сожалению, недостатки у продукта тоже есть. Во-первых, открытую банку не стоит длительное время оставлять на открытом воздухе. Во-вторых, для открытых механизмов и узлов продукт использовать нельзя, поскольку эффект сначала хороший, а потом возникают проблемы, в виде высыхания состава. Долгое время вещество тоже не хранится, поскольку теряет свои способности, расслаивается и становится непригодным для использования.

Дополнительная информация о смазке представлена в видеоролике:

ЦИАТИМ-201

Если с 221 смазкой все понятно, то есть еще один продукт – смазка 201. ЦИАТИМ-201 – это приборное антифрикционное вещество, обладающее такими качествами, как стойкость к морозу, тугоплавкость, водостойкость. Используется это средство для смазки малонагруженных узлов трения качения, а также скольжения.

Производство подобного материала основывается на маловязком нефтяном масле, которое загущается стеаратом лития, и добавляется антиокислительная присадка. Максимально возможные рабочие температуры данного вещества находятся в пределах от -60 до +90 градусов по Цельсию.

смазки аналоги циатим

К преимуществам этой смазки можно отнести следующие характеристики:

    этой смазки могут повысить КПД оборудования, а также существенно увеличить срок его эксплуатации;
  • рабочий температурный диапазон довольно широк, что позволяет применять такое вещество круглый год, а сильная стойкость к морозу делает возможным применение смазки даже в погодных условиях Крайнего Севера;
  • водостойкость сырья делает возможным использование его в открытых, а также негерметичных устройствах.

Сравнение «Циатим-201» и «Циатим-221»

Многих автомобилистов интересует вопрос, можно ли использовать «Циатим-221» вместо «Циатим-201»? Забегая наперед, сразу ответим — да, можно, однако у 221-го «Циатима» существует ряд особенностей. Перечислим основные характеристики и отличия двух смазок:

  • «Циатим-221» — это кальциевая многоцелевая водо- и термостойкая пластичная смазка на основе силиконового масла. Ею можно смазывать пары поверхностей «металл-металл» и «металл-резина». «Циатим-201» при длительном контакте с резиной может «вздуть» ее.
  • Температурный рабочий диапазон «Циатим-221» более широк, и составляет –60°С. +150°С (напомним, что аналогичный диапазон у «Циатим-201» — –60°С. +90°С).
  • «Циатим-221» стоит приблизительно в 3. 5 раз дороже, чем «Циатим-201».
  • «Циатим-221» сохраняет свои эксплуатационные свойства в течение 40 лет в отличие от «Циатим-201», чей срок годности составляет лишь 5 лет.
  • «Циатим-221» производится по другому стандарту — ГОСТ 9433-80.

В целом же считается, что для современных автомобилей любые смазки линейки «Циатим» малоэффективны, поскольку обладают низкими эксплуатационными характеристики по сравнению с имеющимися на рынке новыми аналогами.

Итоги

Резюмируя приведенную выше информацию, отметим, что преимущества смазки «Циатим-201» заключаются в ее низкой цене и морозоустойчивости. К недостаткам же стоит отнести малый температурный рабочий диапазон, невозможность работать в условиях высоких механических нагрузок, гигроскопичность (из-за чего ее нельзя использовать во влажной среде), недостаточную механическую стабильность, быстрое высыхание на открытом воздухе.

Таким образом, «Циатим-201» на сегодняшний день уже не отвечает современным требованиям, предъявляемым к смазкам подобного рода. Поэтому рекомендуем вам покупать более современные средства с более широким рабочим температурным диапазоном. Например, приведенные выше импортные аналоги. Однако, если у вас в гараже завалялась упаковка этой смазки, можете смело использовать ее в соответствии с перечисленными выше характеристиками.

Аналогичные составы

Смазка выпускается в России, но конкуренты у нее тоже есть. В качестве альтернативных вариантов можно выделить следующие составы с аналогичными свойствами и возможностями:

Название состава Краткая характеристика
BP Energrease SY-HT 2 / БП Энергрис Подходит для узлов, где наблюдается высокая температурная нагрузка. Отлично защищает от износа и коррозии.
Shell AeroShell Grease 6 / Шел Аэрошел Гриз 6 Состав, изготовленный на минеральной основе. Универсальный, защищает от коррозии и выступает в роли антифрикционного смазывающего состава.
Mobil Mobiltemp SHC 32 / Мобил Мобилтемп Надежный состав с долгим сроком эксплуатации. Подходит для подшипников разного типа.
HUSKEY HTL-500 Ultra Low Grease / Хаски Продукт, имеющий температурный диапазон от -75 до + 221 градуса Цельсия.

Предлагаемые смазки, без сомнения очень качественные и могут выполнять свои функции даже при очень низких/высоких температурах, но Циатим 201 выделяется выгодной ценой и неплохими характеристиками.

Особенности, проявляющие в эксплуатации

Наличие ультрадисперсного порошка политетрафторэтилена в сочетании с кремнийорганической основой обуславливает формирование прочной смазочной пленки, обладающей стойкостью к механическому разрыву, вымыванию и выдавливанию, воздействию влаги, паров воды и химических реагентов. Температура каплепадения – + 200˚С и смазка способна не изменять критически свои вязкостные свойства в рабочем интервале температур.

  • значительно сокращает появление задиров, заусенцев и заклиниваний;
  • минимизирует свариваемость контактных поверхностей;
  • существенно снижает вибрации, шумы.

Практическая апробация подтверждает, что смазка обеспечивает увеличенный межсмазочный интервал и при систематическом использовании многократно продлевает срок эксплуатации подшипников, деталей и узлов и защищает резиновые и полимерные уплотнители от пересыхания. Учитывая, что цена ЦИАТИМ-221F значительно ниже европейских аналогов, то в комплексе с унифицированными эксплуатационными свойствами это делает ее наиболее перспективным смазочным материалом многоцелевого назначения. К тому же смазка не содержит летучих и канцерогенных веществ и является малоопасной для человека и окружающей среды.

Вывод

Из вышеприведенных данных можно сделать вывод о том, что Циатим 201 очень популярен из-за недорогой стоимости и отличной морозоустойчивости. Из недостатков отмечено то, что 201й имеет не широкий температурный режим и не назначается для смазывания пар, подвергающиеся высоким, тяжелым нагрузкам. Также циатим 201 гироскопичен, то есть запрещено допускать ее контакт с водой. Еще он быстро высыхает на открытом воздухе.

Для дорогих автомобилей и других видов техники сейчас можно приобретать аналоги, у которых характеристики лучше, но стоят они дороже.

Это маловязкое однородное густое вещество желтого оттенка с различной цветовой интенсивностью. Благодаря невысокой стоимости и характеристикам смазка ЦИАТИМ -201 широко используется для обеспечения работы различных машин и механизмов. Обладает хорошими эксплуатационными качествами и применяется в работе узлов трения, скольжения и качения, при невысоких эксплуатационных нагрузках.

Состав

ЦИАТИМ относится к литиевым смазкам. Производится такая смазка, путем смешивания жидких нефтяных масел с литиевым мылом, а также с добавлением противоокислительной присадки. Таким образом, получается достаточно густая смазка светло-желтого или светло-коричневого цвета. Благодаря своему составу, материал может использоваться в самых разных условиях.

Смазка может эксплуатироваться без особых проблем при температурах от -60°C до +90°C. Предел прочности достаточно внушителен – 500 Па.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий