Взорвался баллон с газом

Автомобиль в ДТП получил повреждения спереди. Будет ли утечка газа?

Редуктор-испаритель и газообразные топливные трубопроводы могут быть размещены в разных частях двигателя – это зависит от структуры узла привода, типа и марки двигателя, вида впрыска и т. п. Газовый испаритель может быть установлен как сверху двигателя, так и скрыт в подкапотном пространстве. Так что будет ли поврежден газовый редуктор в результате удара в переднюю часть машины, будет зависеть от многих факторов. Не стоит опасаться и повреждения газовой топливной магистрали. Как правило, газ поступает в редуктор-испаритель по медному трубопроводу, который в подкапотном пространстве имеет спиральную форму. Такая форма позволяет защитить топливопровод от повреждений в результате вибраций. Этот надежный трубопровод, по которому в редуктор подается газ под высоким давлением, является одним из основных элементов газовой безопасности.

Если же область топливопровода высокого давления газовой системы будет вскрыта во время работы двигателя, то в системе низкого давления, которая идет после редуктора-испарителя, произойдет нехватка газа. В этой ситуации датчик давления газа и температуры, которые необходимы для правильной работы газовой системы в машине, среагирует на внештатную ситуацию. Система автоматически отключит газовую установку, перекрыв подачу топлива в двигатель. Причем происходит это очень быстро. Так, датчик давления реагирует на падение давления в течение 0,3 секунды.

При этом вы услышите характерный «щелчок» электромагнитного клапана.

Кстати, подобное поведение газового оборудования было не раз подтверждено в различных краш-тестах, где испытывали безопасность автомобильных газовых систем. Эти краш-тесты проводились компаниями, которые производят газовые установки для автомобилей.

Также во время испытаний было установлено, что газовый баллон является единственным элементом, который может пережить серьезную аварию по сравнению с топливными баками бензиновых и дизельных автомобилей, а также по сравнению с электрокарами, использующими аккумуляторную батарею для хранения энергии.

Надо отметить, что система защиты газового оборудования, которая в случае повреждения автоматически перекрывает подачу газа, очень похожа на обычную топливную систему, используемую в бензиновых или дизельных автомобилях, в которых в случае повреждения топливной магистрали или топливного бака автоматически отключается подача топлива в двигатель (топливный насос автоматически перестает подавать топливо по топливной магистрали).

Но в отличие от газа, который менее опасен, при перекрытии подачи бензина или дизельного топлива в передней части машины остается еще достаточное количество топлива, которое имеет риск воспламениться. Ведь в результате ДТП в передней части машины может произойти утечка бензина или дизтоплива. К сожалению, по сравнению с газом этот вид топлива более опасен при утечке.

Но даже если передняя часть загорится в результате утечки топлива, редко когда водитель и пассажиры не успевают выбежать из машины.

Тушение пожаров при наличии газовых баллонов

Тушение пожаров при наличии газовых баллонов

Пожары

Тушение пожаров при наличии газовых баллонов всегда сопровождается повышенными рисками. По статистике, почти половина несчастных случаев, связанных с гибелью пожарных, приходится на ситуации со взрывом парогазовоздушных смесей.

Удар в переднюю часть: что может еще случиться?

Не все знают, что топливо в машине не единственное легковоспламеняющееся вещество. А вам известно, что ваш кондиционер также имеет повышенный риск возгорания? Дело в том, что фреон, используемый в некоторых автомобилях, при контакте с высокой температурой может воспламеняться. Если в кондиционере используется старый фреон R134a, вам нечего переживать – он не горит. Хуже всего дело обстоит с новым фреоном для автомобильных кондиционеров R1234yf, который может воспламеняться при температуре 405 градусов Цельсия. В результате сгорания этого фреона высвобождается фтористый водород – чрезвычайно опасное и коррозионное вещество, которое легко растворяет даже стекло.

Но для того чтобы этот фреон воспламенился, как видите, необходима высокая температура в подкапотном пространстве. А это возможно только при пожаре. Вот почему так важно быстро потушить машину в первые минуты.

Правила обращения с газовыми баллонами

Для хранения и транспортировки газов в быту и на производстве используются стальные резервуары, рассчитанные на рабочее давление в 1.6 МПа. При этом заводы-изготовители для каждого вида бытовых баллонов устанавливают нормы разрушающего давления в зависимости от объема:

  • 5 л – 12-16 МПа;
  • 27 л – 7.5-13 МПа;
  • 50 л – 7.5-12 МПа.

Для промышленных резервуаров, объем которых 40 литров, норма давления разрушения в 1.5 раза превышает рабочее давление. При пожаре эти цифры могут быть значительно меньше.

Согласно общепринятым нормам, для каждого вида газа предусмотрена своя маркировка резервуаров.

Маркировка газовых баллонов

Высокой пожароопасностью обладают сосуды, содержащие сжиженные углеводородные газы. Наибольшие риски при этом связаны с эксплуатацией ацетилена.

Простая утечка газа в машине. Что это будет?

Газ, как бензин или дизель, может вытекать из автомобиля в результате неисправности топливной системы. В случае, например, с дизельным топливом даже существенная утечка топлива может долго оставаться незаметной. Утечку бензина вы обнаружите намного быстрее из-за появившегося характерного запаха бензина. Кстати, утечка бензина опасна, поскольку капли топлива могут попасть на нагретый катализатор, в результате чего машина может загореться.

Когда дело доходит до утечки газа, то вы также можете почувствовать характерный запах газа. Кстати, газ тяжелее воздуха и может накапливаться в различных полостях машины. Но для того чтобы накопленный в объеме газ воспламенился, нужно, чтобы его концентрация в машине достигла больших значений. В таких объемах газ не останется незамеченным. Вы обязательно почувствуете запах газа даже при маленькой концентрации.

Поведение резервуаров при пожаре и возможные риски

При тушении пожаров с наличием газовых баллонов рассматривают следующие сценарии:

  • тепловое воздействие «пожар-вспышка»;
  • волна сжатия взрыва;
  • тепловое воздействие огненного шара;
  • тепловое воздействие факела горящего газа;
  • разлет осколков взорвавшегося резервуара;
  • отравление парами, особо токсичны пропан и бутан.

Все они взаимосвязаны между собой и всегда учитываются в комплексе. При составлении прогноза тушения пожаров при высоком риске взрыва газовых баллонов берут во внимание также свойства отдельных веществ.

Газовые баллоны

  1. Если в зоне возгорания находятся резервуары с бытовым газом, то при повышении температуры окружающей среды внутри емкости возникает кипение жидкой фазы и увеличивается давление на стенки. При разрыве пары воспламеняются и образуется огненный шар. Опытным путем было установлено, что разрушение сосуда объемом 50 литров, который используется для хранения бытового газа, под воздействием высоких температур происходит всего за 3.5 минуты. При этом возможно образование огненного шара диаметром до 10 м. Опасность разгерметизации резервуара со сжиженным бытовым газом состоит в горении как паров, так и жидкой и парожидкостной фазы.
  2. Наибольшую опасность в зоне пожара представляют емкости с ацетиленом. Если температура окружающей среды более 56°С, ацетилен переходит из жидкого в газообразное состояние, в результате чего резко увеличивается давление на стенки сосуда в 11.2 раза. Взрыв этого газа возможен при температуре от 450°С при избыточном давлении 2 ати.
  3. По статистике большинство несчастных случаев происходит при взрыве баллона с кислородом, который усиливает горение промасленных материалов, а также одежды.
  4. При пожаре в помещении, где хранятся сосуды с водородом, повышенная температура окружающей среды влечет за собой проникание газа в стенки емкости с последующим полным разрушением резервуара.

Минимальный риск

Конечно, риск пожара из-за использования газа в машине есть всегда. Но он не больше, чем когда автомобиль работает на бензине или дизельном топливе.

Условием же обеспечения полной безопасности в машине, работающей на газу, является правильная сборка газового оборудования, а также качество самих компонентов газовой системы. Так что при выборе газового оборудования выбирайте только оборудование от известных брендов, зарекомендовавших себя как производители качественных газовых компонентов. Но при этом помните, что монтаж оборудования также играет огромную роль в безопасности.

В том числе не стоит забывать и о плановых технических осмотрах газовой системы. Также при первых же признаках неисправности вы должны как можно быстрее обратиться за техническим обслуживанием газовой установки.

Кстати, иногда во многих машинах с газовым оборудованием появляется запах газа. Но чаще это связано не с неисправностью оборудования, а с небрежной установкой газовых компонентов. Дело в том, что если неправильно установить газовое оборудование в подкапотном пространстве, то может происходить неполное сгорание газа.

Тем не менее каждый владелец автомобиля с газовым оборудованием должен помнить, что скопление газа в машине может быть причиной огня или даже взрыва. Но, несмотря на это, воспламенение газа кажется маловероятным событием. Риск примерно тот же, что и при утечке бензина. При авариях риск разлива бензина выше, чем газа.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий